Как банки и страховщики наживаются на заемщиках

Их выручка от страховок в последние годы росла так сильно, что в разы опередила выплаты клиентам
Страхование от несчастных случаев – выгодный для банков продукт/ Sergei Karpukhin / Reuters

Бум потребительского кредитования в прошлом году резко увеличил доходы банков еще и от продажи полисов страхования от несчастных случаев – эти их доходы растут с каждым годом. По закону это добровольный вид страхования, но он превращается в обязательный при оформлении кредита, особенно ипотечного.

Банки, согласно данным ЦБ, – основные продавцы этих полисов. В 2018 г. сборы по страхованию от несчастных случаев и болезней выросли на 39,8% до 169,5 млрд руб., из которых 86,2 млрд принесли продажи через банки. У «Альянс жизни» на кредиты приходится 80% продаж страховок от несчастных случаев, передала через представителя директор департамента разработки продуктов по индивидуальному страхованию жизни Евгения Волчёнкова. Рынок вырос в связи со значительным ростом кредитования населения, отмечает управляющий директор отдела страховых и инвестиционных рейтингов «Эксперт РА» Алексей Янин.

Комиссионное вознаграждение посредников росло еще быстрее. Оно почти удвоилось в 2018 г. до 77,5 млрд руб., из которых 55,02 млрд получили банки, отмечается в обзоре рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР). Клиентам же было выплачено почти в 5 раз меньше, чем досталось посредникам, – всего 16,4 млрд руб. Эти выплаты почти не растут – в прошлом году они увеличились на 14,2%, а с 2014 г. колеблются в диапазоне 14–16 млрд руб., говорит директор группы рейтингов финансовых институтов НКР Евгений Шарапов. Но и эти деньги не всегда достаются клиентам. Зачастую выгодоприобретателем оказывается банк, задолженность перед которым погашается страховщиком, если, например, человек лишился трудоспособности.

Ситуацию на рынке полностью диктуют банки – от их аппетитов и зависит размер комиссий, констатирует Янин. Банки требуют высокое вознаграждение, до недавнего времени оно достигало 95% от взноса, сейчас снизилось до 85%, жалуется Волчёнкова. Этот рынок растет в основном за счет комиссий агентам, замечает Шарапов: с каждым годом комиссии все сильнее опережают выплаты и вряд ли это может радовать потребителей.

Покупая полис от несчастного случая, клиент оплачивает в большей степени не собственно страхование, а комиссионные посредника – в первую очередь банков, указывает руководитель комитета по контролю качества продуктов и услуг в сфере страхования Объединения потребителей России Андрей Крупнов. Представитель ВТБ говорит, что информация о комиссионном доходе от продажи страховок является коммерческой тайной, представитель Сбербанка на запрос «Ведомостей» не ответил.

Выплаты по страхованию от несчастных случаев всегда были низкими, рассказывает Янин: в правилах очень много исключений, при которых событие не признается страховым случаем. Доля отказов – одна из самых высоких в массовых видах страхования: около 9%, замечает руководитель управления страховых рейтингов Национального рейтингового агентства Татьяна Никитина. Но благодаря тому, что выплаты невелики, тарифы по этому виду страхования часто снижаются в условиях жесткой конкуренции, передала через представителя директор маркет-менеджмента компании по страхованию жизни группы «Росгосстрах» Наталья Белова.

Сильно превышают комиссии посредников выплаты клиентам и в страховании имущества населения. В 2018 г. сборы по этому виду страхования увеличились на 12,9% до 64,8 млрд руб., выплачено было всего 9 млрд (рост на 8,9%), а на комиссии ушло втрое больше – за год они выросли почти на 25% до 27,4 млрд, отмечает Шарапов. И снова больше всего досталось банкам – 14,2 млрд руб. Страхование имущества зачастую также является фактически обязательным, например при ипотеке. Так, у «Сбербанк страхования» сборы по залоговому страхованию имущества при ипотеке составили 31% от всего портфеля страхования имущества, сказал его представитель. Но сравнивать комиссионное вознаграждение с выплатами он считает некорректным: комиссии покрывают расходы на ведение дел, обучение сотрудников, время менеджера банка.

Для страховщиков эти виды страхования тоже остаются выгодными. «Даже с учетом того, что комиссионное вознаграждение превышает 61% премий по страхованию от несчастных случаев и 46% по страхованию имущества физических лиц, эти виды остаются рентабельными для страховщиков», – отмечает Никитина. Для «Росгосстраха» оба направления прибыльны, подтверждает его представитель.

Изменить тренд может ЦБ, если тарифы и комиссии по этим видам страхования будут регулироваться, считает Шарапов. Янин допускает, что в будущем могут быть установлены предельные комиссии, но проблему это не решит, так как страховщики будут платить банкам неофициальное вознаграждение. «Проблему надо решать путем развития небанковских каналов продаж, чтобы снижать зависимость страховщиков от банков», – уверен он. Представитель ЦБ не сказал, будет ли в перспективе регулироваться размер комиссии. Но он считает, что раскрытие комиссии должно быть обязанностью, а не правом страховщика. Такое требование ЦБ снизит аппетиты банков, поскольку высокий размер вознаграждения «может вызвать волну негатива со стороны клиентов», уверена Волчёнкова. Представитель ЦБ также напоминает, что ко второму чтению подготовлен законопроект, который позволит гражданам при досрочном погашении кредита потребовать возврата уплаченного банку вознаграждения как по индивидуальным договорам страхования, так и по коллективным (когда страхователем выступает банк, а его клиенты лишь присоединяются к договору).