Статья опубликована в № 4839 от 24.06.2019 под заголовком: Банки кодируются от прибыли

Банки боятся лишиться части доходов из-за сервиса оплаты по QR-кодам от ЦБ

Регулятор обсуждает тарифы с участниками рынка

Во второй половине этого года ЦБ планирует запустить в своей Системе быстрых платежей (СБП) переводы от физических лиц в пользу компаний для оплаты товаров и услуг. Заплатить за покупки в магазине с помощью СБП можно будет, отсканировав QR-код торговой точки – бумажную наклейку с номером счета торговца – через мобильное приложение банка. Покупателю надо будет ввести в приложении сумму, и его банк спишет со счета деньги и переведет в банк – владелец счета магазина. QR-код может быть динамическим, тогда сумму можно будет не вбивать вручную. Самые известные в мире сервисы приема безналичных по QR-кодам – китайские WeChat Pay и Alipay. Сейчас СБП позволяет переводить друг другу деньги со счета на счет в разных банках по номеру телефона.

Денежные переводы в СБП между физлицами – это демонополизация услуги, говорит основатель «Тинькофф банка» Олег Тиньков. Но организация переводов в пользу юрлиц бьет уже по всем банкам, особенно маленьким, продолжает бизнесмен: «И я это сказал председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной». «Мы против этих инициатив с с2b [переводов от физического лица юрлицу], это нездоровые тенденции, потому что все банки будут страдать, – говорит Тиньков. – Сбербанк с его 1 трлн руб. прибыли выживет, а как будут маленькие выживать, не очень понятно».

Карточный бизнес – существенный источник доходов банков. В прошлом году Сбербанк получил чистый доход от операций с картами в 157,4 млрд руб., Альфа-банк – 21,9 млрд руб., следует из их отчетности. «Тинькофф банк», по оценкам Morgan Stanley, мог заработать на картах за девять месяцев 2018 г. 2,7 млрд руб.

Оплата товаров через СБП – альтернатива банковским картам. Торговые точки давно жалуются на дороговизну приема карт, который для них стоит 1–3%. По задумке ЦБ, оплата товаров и услуг через СБП, оператором которой он является, должна увеличить конкуренцию на рынке эквайринга и уменьшить стоимость услуги. Сейчас около 70% всех терминалов для приема карт в магазинах принадлежат Сбербанку.

ЦБ сможет устанавливать максимум, который банки смогут брать со своих клиентов при проведении операций через СБП, говорится в принятых во вторник во втором чтении поправках. Сейчас для юридических лиц обсуждается тариф «порядка 0,4%», говорила в конце мая в Госдуме первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова.

Олег Тиньковоснователь «Тинькофф банка»
«Они смотрят на Китай, но в Китае нет ни кэшбэков, ни бонусов. Зачем нам китайский путь? Бенефициарами будут ритейлеры, вот и все. Они вам на телевизор цены не снизят, не волнуйтесь <...> Я не думаю, что это грамотная политика».

Банки испугались 0,4%. Но тариф пока не утвержден: в ассоциации «Финтех» идет обсуждение подходов с учетом интересов игроков – банков, ассоциаций торговли, ФАС, биржи, страховых компаний и др., сказал на прошлой неделе представитель ЦБ. Два участника ассоциации рассказали «Ведомостям», что к этой неделе банки должны представить свои предложения в «Финтех».

Тарифы «торгового эквайринга» ­– результат многолетнего рыночного процесса, который определил баланс, говорит зампред правления Совкомбанка Алексей Панферов. И в дальнейшем ни в коем случае не стоит нарушать рыночный подход вне зависимости от используемой технологии, указывает он. И подчеркивает, что, полученный эмитентом доход почти полностью возвращается клиентам по программам лояльности. Регулирование приведет к значительному увеличению оборота наличных и откату в борьбе за прозрачность рынка на многие годы назад, считает Панферов.

Группа «М.видео-Эльдорадо» участвует в тестировании СБП и планирует запустить пилот в ближайшее время, сказала представитель группы Валерия Андреева. Тариф 0,4% будет способствовать развитию СБП и безналичных форм оплаты в целом и, если торговые или, например, ресторанные сети смогут снизить расходы, они будут предлагать больше акций и бонусов для покупателей. Любая экономия дает больше возможностей для снижения цен, подчеркивает Андреева.

Главное отличие СБП в том, что это быстрые платежи: через 15 секунд деньги будут на счете продавца, тогда как сейчас они приходят в лучшем случае на следующий день, рассказывает директор департамента эквайринга банка «Русский стандарт» Инна Емельянова. Основной плюс СБП – ее внедрение почти бесплатно для магазина.

СБП направлена в том числе на то, чтобы вывести из серой зоны p2p-платежи, рассказала «Ведомостям» директор департамента национальной платежной системы ЦБ Алла Бакина. Не секрет, что иногда под переводом между физлицами скрывается оплата товаров и услуг, объясняет она. В этой сфере и там, где еще нет безналичных платежей, СБП будет полезна за счет удешевления стоимости приема безналичных, подчеркивает она.

Представитель Сбербанка от комментариев отказался.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more