Доходность половины полисов ИСЖ не превысила 1%

Эксперты ставят под сомнение справедливость расчетов ЦБ
Хорошие времена для ИСЖ прошли – с апреля начало действовать указание ЦБ, предусматривающее новые требования к продаже полисов страхования жизни/ Евгений Разумный / Ведомости

Менее 1% – такова средняя доходность 48% из 80 000 полисов инвестиционного страхования жизни (ИСЖ; их действие закончилось в период с начала 2017 г. по конец I квартала 2019 г.), сообщил представитель ЦБ. Всего 12%, или 9600 полисов ИСЖ, имели доходность выше 5%. ЦБ не учитывал договоры, расторгнутые досрочно или завершившиеся в связи со смертью застрахованного.

Конечно, говорит представитель ЦБ, на эти показатели повлияли полисы ИСЖ, купленные 3–5 лет назад, их доходность испортило падение рынка. Доходность полисов, которые завершились в I квартале 2019 г., выше, чем тех, что закончились в IV квартале 2018 г., приводит он пример, но в среднем она все равно низкая: 1,3% против 0,9% по трехлетним договорам и 2,9% против 2,3% по пятилетним. Максимальная ставка вклада в I квартале 2016 г. была 9,7%.

ИСЖ – драйвер рынка страхования жизни, но в I квартале этого года сборы сократились на 26% (в сравнении с I кварталом 2018 г.) и составили 46 млрд руб. – это 48% премий рынка страхования жизни.

По окончании договора ИСЖ клиент гарантированно получает все вложенные деньги, а доход может быть, а может и не быть.

Страховщики не сообщали, как делят средства между консервативной и инвестиционной частями, сколько уходит на комиссию банку и самому страховщику, говорит директор группы рейтингов финансовых институтов рейтингового агентства НКР Евгений Шарапов: банк может брать до 15% цены полиса, на инвестиционную часть идет в среднем 12%.

К примеру, клиент купил полис ИСЖ за 300 000 руб. на пять лет. Чтобы вернуть 100% через пять лет, нужно 204 000 руб. вложить в ОФЗ под 8% годовых. Из оставшихся 96 000 руб. 45 000 забрал банк, 9000 идет в прибыль страховщика, 6000 – на покрытие рисков на случай смерти клиента. Остается 36 000 руб., с них и можно получить доход, по данным Шарапова, в среднем 48 000 руб. за пять лет. Таким образом, выходит 348 000 руб., что для пятилетнего полиса эквивалентно доходности около 3% годовых, резюмирует он.

Сложно подтвердить или опровергнуть расчеты ЦБ, когда нет исходных данных, тем более что это данные со всего рынка, результат множества стратегий, говорит представитель Всероссийского союза страховщиков (ВСС).

Среднюю доходность полисов ИСЖ определить невозможно, уверен гендиректор «Капитал лайфа» Евгений Гуревич, она зависит от нескольких ключевых параметров: выбранной клиентом стратегии, даты заключения договора и т. п. Максимальная доходность трехлетних полисов ИСЖ «Капитал лайфа», выплаты по которым прошли в 2018–2019 гг., – 18,5% в рублях и 7,8% в долларах, говорит Гуревич.

В «РЕСО-гарантии» и «Росгосстрах жизни» сообщили, что у них нет закончившихся полисов ИСЖ.

Хорошие времена для ИСЖ прошли – с апреля начало действовать указание ЦБ, предусматривающее новые требования к продаже полисов страхования жизни. Компании и агенты обязаны раскрывать клиентам основные риски этих продуктов и существенные условия договора.

Основная проблема страховок ИСЖ кроется не в низкой доходности инвестиционного продукта, а в последствиях навязывания гражданам этого продукта – т. е. в несоответствии ожиданий и реального результата, говорит представитель ВСС, в самом ВСС наблюдают серьезную корректировку политики продаж полисов у страховых компаний и банков. ИСЖ – договоры долгосрочные и оценка их доходности только на годовом горизонте не кажется корректной, как и выводы относительно качества этого продукта, уверены в ВСС.

ИСЖ совершенно точно продолжит падать, считает руководитель комитета по контролю качества страховых продуктов Объединения потребителей России Андрей Крупнов. Во-первых, из-за данных ЦБ, которые наглядно показывают, что ИСЖ – не альтернатива вкладу, а во-вторых, из-за новых правил информирования страхователей перед продажей полисов, которые накладываются еще и на информационный фон вокруг ИСЖ. Раньше продавец в банке имел возможность нейтрализовать негатив, заболтав клиента, теперь он должен рассказать обо всех рисках, заключает он.