ЦБ не предусмотрел получения денег при возврате товара, оплаченного через СБП

Регулятор обещает доработать свою Систему быстрых платежей
Центробанк обещает доработать Систему быстрых платежей, чтобы можно было возвращать деньги/ Максим Стулов / Ведомости

Оплату по QR-коду через Систему быстрых платежей (СБП) тестирует несколько крупных магазинов, однако пока с помощью ее нельзя получить деньги назад в случае отказа от товара. СБП по задумке ее оператора, ЦБ, должна стать альтернативой более дорогому для торговцев приему платежей с помощью банковских карт. Пока она позволяет людям переводить деньги друг другу по номеру телефона. Следующий этап – оплата покупок в магазинах, ее тестируют «М.видео-Эльдорадо», Wildberries, «Детский мир», «220 вольт», re:Store и др.

Оплатить покупки с помощью СБП можно будет, отсканировав QR-код торговой точки через мобильное приложение банка. Покупателю надо будет ввести в приложении сумму – и его банк спишет со счета деньги и переведет на счет магазина. QR-код может быть динамическим, тогда сумму не придется вбивать вручную.

Конфигурация СБП сейчас не позволяет отменять операции и, соответственно, автоматически делать возврат средств, рассказывает работающий с СБП банкир. «Действительно, пока через СБП механизм возмещения средств за возвращенные товары не предусмотрен», – признает технический директор «Золотой короны» Андрей Надточий. Однако он не считает это серьезной проблемой: магазины могут совершить возврат другими способами, а в перспективе – перечислять деньги как отдельную операцию (пока в СБП компании не могут отправлять платежи физлицам. – «Ведомости»).

По картам возможен автоматический возврат средств, поскольку информация об операции хранится в процессинге обслуживающего торговую точку банка и при операции возврата он просто отменяет транзакцию, запись о которой у него сохранилась, объясняет замдиректора департамента электронного бизнеса МСБ Промсвязьбанка Никита Хомутов.

Сколько стоит платеж

ЦБ установил максимальные тарифы, которые обслуживающий торговую точку банк с 1 октября сможет с нее брать за проведение операции через СБП. Сейчас бизнес жалуется на слишком высокие для него комиссии за прием карт, от 1 до 3% (для магазинов с большими оборотами комиссии начинаются от 0,5%). Тариф зависит от типа предприятия и взимается в виде процента от суммы платежа:

Покупатель все равно обязан написать заявление на возврат, в нем можно указать реквизиты счета, предлагает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. В отличие от автоматического возврата по картам этот способ будет дольше ­– на перевод банки отводят до трех дней, обычно это занимает меньше суток, указывает он. Но для торговых точек это все равно лучше, «чем платить 2% за прием карт и еще 2% chargeback при возврате на карту», уверен Соколов.

Это вопрос доработок, и сложностей он не ждет: по сути, оплата через СБП – это перевод со счета клиента на счет продавца, а вернуть деньги можно обратным переводом – для этого СБП не требуется. В СБП не предусмотрен автоматический возврат, говорит Хомутов, но его банк перечисляет деньги иными способами, для этого компании достаточно запросить это через письмо в интернет- или мобильном банке.

Покупатели, как правило, рассчитывают получить деньги при возврате товара в том формате, в котором была оплачена покупка, и важно, чтобы СБП поддерживала все сценарии расчетов с покупателями, указывает представитель «М.видео-Эльдорадо». К тому же согласно указанию ЦБ продавец может отдать стоимость возвращенного товара из кассы наличными только в том случае, если товар был также оплачен наличными. Вопрос с возвратами в СБП лежит не в технической, а в законодательной плоскости, отмечает представитель «М.видео-Эльдорадо». На этапе пилота сеть будет использовать существующие механизмы возврата средств за товар, говорит ее представитель и надеется, что скоро появятся нормативные документы для возвратов через СБП.

Отсутствие функции возврата средств покупателям будет затруднять работу с СБП, считает вице-президент ВТБ Алексей Киричек, кроме того, потребуются дополнительные затраты на реализацию этой опции иными способами. ВТБ планирует предложить участникам процесса возврат денег с помощью перевода на карту клиента, рассказывает он, решение вопроса позволит быстрее расширить использование СБП. Функция возврата крайне важна для торговцев и Росбанк прорабатывает варианты решения этой задачи, в том числе за счет использования других средств платежа, говорит директор департамента организации комплексных корпоративных расчетов Виталий Анпилогов. У магазинов остается законное право вернуть средства другим способом, напоминает вице-президент «Открытия» Александр Дынин, а конфигурация возвратов в СБП еще нуждается в проработке.

Представители ЦБ и Национальной системы платежных карт (НСПК; операционный центр СБП) обещают, что к массовому запуску оплаты покупок через СБП опция возврата средств появится. Изменений нормативных актов не потребуется, добавляет представитель регулятора. В ближайшее время функция возврата будет реализована, ее необходимость обсуждалась с НСПК еще на старте пилота, ждет представитель «Детского мира».