«Тинькофф» запускает новый сервис безналичного перевода чаевых

Отблагодарить официантов и уличных музыкантов можно будет по QR-коду
«Тинькофф» запускает новый сервис безналичного перевода чаевых /Андрей Гордеев / Ведомости

«Тинькофф» совместно с дочерней компанией CloudPayments запускает сервис безналичного перевода чаевых CloudTips, рассказал «Ведомостям» представитель группы. CloudTips позволит перечислять чаевые работникам любых сфер услуг — официантам, барменам, парикмахерам, таксистам, курьерам, а также делать пожертвования, например, уличным музыкантам и артистам, перечисляет представитель «Тинькофф».

Как это работает

Пройдя регистрацию в сервисе CloudTips и получив личный QR-код, пользователи смогут привязать к нему банковскую карту, и принимать на нее чаевые. Привязать можно карту любого банка, указывает представитель «Тинькофф». QR-код можно распечатать отдельно или разместить на визитке, встроить в чек и т. д.

CloudTips работает на основе QR-кода, поэтому отправителю для перевода денег не нужно регистрироваться или устанавливать отдельное приложение. Наведя камеру смартфона на QR-код, отправитель попадет на страницу в браузере, где сможет ввести нужную сумму и при необходимости оставить отзыв. Отправить перевод можно через Apple Pay, Google Pay (в этом случае усилия пользователя минимальны) или введя номер банковской карты. Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay довольно популярны в России: по данным Visa, на них приходится более 20% операций оплаты товаров и услуг.

Получатели чаевых будут платить комиссию банку – 5% для держателей карт «Тинькофф», 10% для остальных. В системе будут лимиты на переводы, говорит представитель «Тинькофф», сумма будет зависеть от профиля получателя (официант ресторана высокой кухни или маленькой кофейни) и его истории использования сервиса. Представитель «Тинькофф» рассчитывает, что через год сервисом будут пользоваться несколько десятков тысяч получателей, ежемесячно будет осуществляться более миллиона транзакций.

Безналичные чаевые — больше

Для официанта чаевые – существенная часть дохода (до 30%), поэтому сервисы, позволяющие решить проблему отсутствия наличных у посетителей, сейчас очень востребованы, говорит представитель Foodplex (входит в экосистему Сбербанка). По его словам, в этом году доля безналичных платежей в ресторанах приблизилась к 80%.

В качестве теста 23 октября, к системе «Тинькофф» подключили всех сотрудников ресторана Ruski, рассказывает исполнительный директор ГК «354» (рестораны «На свежем воздухе», Ruski, Insight) Глеб Марач. Если тест пройдет удачно, говорит Марач, то будет подключена вся группа. Доля оплат счетов банковской картой в Ruski около 70-75%, говорит он, зачастую гости вообще не носят наличные.

Биржевая расписка Тинькова

TCS Group (входят «Тинькофф банк», «Тинькофф страхование» и др.) объявила о листинге своих глобальных депозитарных расписок на Московской бирже. То же говорится и на сайте биржи, расписки TCS включены в котировальный список первого уровня, торги начнутся 28 октября. Этот листинг станет вторичным – бумаги TCS Group с 2013 г. торгуются на Лондонской фондовой бирже. С 2016 г. GDR холдинга Олега Тинькова можно покупать и продавать через Санкт-Петербургскую биржу.

«Росинтер» (бренды «Планета Суши», Il Патио, TGI Fridays, Costa Coffee и др.) тестирует разные системы электронных чаевых: через банковский терминал и QR-код (включая и систему «Тинькофф»), говорит HR-директор «Росинтер Ресторантс» Андрей Туманов. Кроме «Тинькофф» тестируются сервисы TIPS+ (бесконтактные мини POS-терминалы) и «Нетмонет» (зачисление наличных по QR-коду), рассказывает он. Суммы чаевых, получаемых через электронные системы выше в сравнении с наличными, делится Туманов результатами тестов: «В среднем, суммы электронных чаевых увеличились в ресторанах на 20%, в кофейнях на 60%».

Кто еще применяет QR-код

Перечислять чаевые с помощью QR-кода по схожей с «Тинькофф» схеме предлагают и другие сервисы – в частности, «Нетмонет» и «Чаевые картой просто». «Нетмонет» заработал 3,5 месяца назад, сейчас к нему подключены около 200 заведений в Москве и регионах, в том числе часть ресторанов, входящих в Novikov Group и «Росинтер», а также Maison Dellos, Friends Forever, Correas, говорит основатель сервиса Егор Высоцкий. Сейчас им пользуются более 2000 официантов и мастеров. «Мы считаем QR-коды наиболее перспективными, потому что их поддерживают большинство устройств, и оставить чаевые можно за 5-10 секунд», – объясняет он. Официанты очень чувствительны к комиссии за вывод средств, говорит Высоцкий, поэтому сервис предлагает бесплатный промопериод, а потом комиссия составляет 5% от суммы.

Основатель сервиса «Чаевые картой просто» Евгений Загоруйко говорит, что сейчас в его системе зарегистрировано более 100 ресторанов и 2300 получателей, комиссия с получателя – три месяца бесплатно, а далее 5%.

Как еще можно оставить чаевые

Проблема, как оставить безналичные чаевые, существовала, признает президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. Сейчас систем, предлагающих перевести чаевые, достаточно, говорит он, однако проблемы возникают со скоростью переводов. Ранее чаевые можно было, по желанию гостя, включить в счет, говорит Марач, но расчеты занимали время, к тому же в итоге официант, учитывая налоговые издержки, получал меньшую сумму.

Сейчас на рынке есть несколько решений, которые позволяют оплачивать на терминале и чаевые, и сумму заказа одной транзакцией по карте, при этом чаевые отправляются на личный электронный кошелек работника (и с них он не платит налоги), а сумма заказа – на счет заведения. Чаевые не облагаются налогом, поскольку считаются дарением. Такое решение есть у РФИ-банка, а также Visa (его сейчас внедрил банк «Русский стандарт»).

Чтобы исключить мошенничество с использованием этой услуги, чаевые можно оставить лишь в виде определенного процента от суммы заказа: клиент выбирает на терминале из нескольких опций, максимум 20%, рассказывала директор департамента эквайринга «Русского стандарта» Инна Емельянова. Тариф за вывод средств для получателей чаевых составляет 5%, указывала она. Представитель банка говорит, что к сервису безналичной оплаты чаевых присоединились 87 заведений в Москве и регионах, среди которых рестораны, кофейни и бары. По словам Емельяновой, что востребованность сервиса превзошла ожидания. «Хлеб насущный», который сейчас тестирует этот сервис в двух кафе, планируют запустить его во всех ресторанах, говорит директор по цифровому маркетингу Алексей Панов.

Есть и другие способы. В 2016 г. сервис «Безналичные чаевые» появился в мобильном приложении Plazius (входит в экосистему Сбербанка) для безналичного расчета в кафе и ресторанах. Его использует в том числе и «Хлеб насущный». В ближайшее время планирует представить собственные наработки по приему чаевых для ресторанного сегмента и ВТБ, рассказал вице-президент ВТБ Алексей Киричек. Рассматривает различные сценарии реализации данного сервиса и Mastercard.

Многие сервисные провайдеры пытаются решить проблему безналичного перевода чаевых в своих приложениях, например Яндекс.Такси, но в ресторанах пока еще в основном чаевые принимают только в виде наличных, говорит начальник управления транзакционного бизнеса банка «Открытие» Дмитрий Бочеров. По мнению гендиректора «Эвотор» Андрея Романенко, самый удобный сервис позволяет вводить сумму чаевых прямо на POS-терминале, такая модель распространена в США, но пока не в России. Самым успешным станет сервис, которым смогут воспользоваться все, а не часть населения, заключил он.