ЦБ отказался делиться с силовиками банковской тайной
Он своевременно информирует их о нарушениях – этого достаточноЦентробанк прокомментировал идею МВД облегчить доступ правоохранителей к банковской тайне: ЦБ против, он всегда оперативно информирует правоохранительные органы о противоправных действиях банкиров. Об этом «Ведомостям» сообщил представитель регулятора.
Министр внутренних дел Владимир Колокольцев направил председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной письмо с предложением облегчить правоохранительным органам доступ к документам, содержащим банковскую тайну, а также своевременно информировать о признаках преступлений в кредитно-финансовой сфере. О письме написали «Известия» и «Интерфакс». Колокольцев писал, что длительность проводимых по заявлению ЦБ проверок связана в том числе с несвоевременным информированием органов внутренних дел о признаках противоправных действий в банках и неприобщением к заявлениям документов и сведений, необходимых для скорейшего принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Что говорит МВД
В пример Колокольцев привел уголовные дела, возбужденные в 2018–2019 гг. против бывших топ-менеджеров и акционеров банка «Открытие» и Промсвязьбанка: МВД несвоевременно информировали о противозаконных действиях по выводу активов и средств вкладчиков и клиентов банка, что негативно сказалось на изобличении виновных лиц и привлечении их к ответственности, а также на принятии мер по возмещению ущерба, цитирует письмо министра «Интерфакс». Колокольцев отметил, что ЦБ обнаружил нарушения в работе банков еще в 2016–2017 гг., но уголовное дело против акционеров Промсвязьбанка было возбуждено только спустя два года. В уголовном деле против бывших топ-менеджеров и бенефициаров «Открытия» пока один человек, работавший в банке, – его бывший предправления Евгений Данкевич, суд арестовал его заочно в марте 2019 г., спустя полтора года после санации «Открытия». Бывших владельцев Промсвязьбанка Алексея и Дмитрия Ананьевых суд заочно арестовал в сентябре минувшего года, почти через два года после санации.
Такая ситуация связана, по мнению Колокольцева, с невозможностью своевременного получения правоохранительными органами сведений и документов, содержащих банковскую тайну: банки по-своему толкуют отдельные положения Гражданского кодекса и отказывают правоохранителям в предоставлении материалов, необходимых для проведения доследственных проверок и принятия процессуальных решений на их основании. МВД подготовило соответствующие предложения по внесению изменений в федеральное законодательство, а также прорабатывает обновленную редакцию проекта совместного с ЦБ соглашения об информационном взаимодействии, пишет «Интерфакс».
Что отвечает ЦБ
При выявлении признаков противоправных действий в банках ЦБ оперативно информирует об этом правоохранительные органы – Генпрокуратуру, правоохранителей и иные федеральные госорганы, говорит представитель ЦБ.
В 2018 г. ЦБ активно поддержал внесение изменений в законодательство, позволяющих передавать в отдельных случаях в следственные органы сведения, составляющие банковскую тайну, вместе с заявлением о признаках преступления, напоминает его представитель, и во всех установленных законом случаях регулятор этим правом пользовался. МВД неоднократно поднимало вопрос расширения возможностей правоохранительных органов в получении банковской тайны, но ЦБ это не считает необходимым – факты свидетельствуют, что вопросы эффективности привлечения к ответственности виновных лиц и возвращения выведенных активов лежат не только в плоскости межведомственного взаимодействия.
Регулятор прокомментировал и ситуацию с Промсвязьбанком. Он приводит в пример то, как действовал регулятор: предписание банку (с требованием доначислить резервы на 104 млрд руб.) было направлено 11 декабря, а уже 15 декабря ЦБ объявил санацию банка и ввел временную администрацию, которая, несмотря на активное противодействие, выявила и задокументировала факты хищений кредитных досье на сумму 100 млрд руб., оперативно подготовила и направила уже 25 декабря заявление в Генпрокуратуру. Еще одно заявление было направлено 29 декабря в Гепрокуратуру и Следственный комитет России в отношении операций с ценными бумагами в течение двух дней с 12 по 14 декабря, которые нанесли ущерб банку более 102 млрд руб. Однако, указывает регулятор, уголовные дела по этим заявлениям были возбуждены лишь спустя год – в декабре и ноябре 2018 г. соответственно.
Колокольцев не впервые упрекает Центробанк в несвоевременном и неполном информировании о преступлениях в банковской сфере. Это препятствует их эффективному расследованию, говорил Колокольцев в феврале на коллегии МВД с участием президента Владимира Путина. По словам министра, повышению эффективности могут способствовать изменения в законодательстве и в соглашении о межведомственном взаимодействии.
ЦБ тогда отвечал, что регулятор в 2017 г. в правоохранительные органы направил 85 заявлений о выявленных признаках противоправных деяний, в 2018 г. – 105, в 2019 г. – 129. При этом за три года было возбуждено только 150 уголовных дел, или менее 50% от количества направленных заявлений, а в среднем с момента направления заявления до возбуждения уголовного дела проходит более полугода, подчеркивал представитель ЦБ.
Что говорят юристы
Банки и ЦБ гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Из этих правил есть исключения, целый ряд органов имеет права запрашивать у банков отдельные конфиденциальные сведения, напоминает партнер и исполнительный директор юридического бюро «Падва и Эпштейн» Антон Бабенко: сюда входят правоохранительные органы, суд, судебные приставы, налоговики, Счетная палата, Пенсионный фонд и проч. Другое дело, говорит Бабенко, что повсеместно сами правоохранители пытаются выйти за рамки закона и запрашивать любую информацию, которую считают нужной, часто даже вне уголовных дел и без судебного решения.
По мнению Бабенко, нет необходимости «ослаблять и без того хрупкий режим банковской тайны». Это приведет к обратному эффекту – осложнению контроля за банковскими операциями, замедлению расследования правонарушений и преступлений из-за перевода осторожными клиентами даже легального оборота денежных средств и финансовых инструментов во внебанковскую сферу.
Обмен письмами между ЦБ и МВД — это в данном случае особенная форма коммуникации, говорит партнер FMG Group Михаил Фаткин: взаимные завуалированные обвинения в коррупции и попытки свалить друг на друга ответственность за то, что огромные средства были выведены из страны, куда за ними отправились и виновные банкиры. Своим письмом МВД говорит, что ЦБ несвоевременно сообщает о признаках преступной деятельности в поднадзорных организациях, скорее всего подразумевая, что молчание регулятора небескорыстно, отмечает Фаткин. В свою очередь, полагает юрист, регулятор обвиняет МВД в медлительности и нежелании привлекать виновных к уголовной ответственности, держа, вероятно, за скобками также коррупционную составляющую.
Для начала стоит разобраться в реальных причинах неэффективности работы МВД с финансовыми преступлениями, говорит управляющий партнер юридической группы Novator Вячеслав Косаков. Уголовные дела в банковской сфере, как правило, действительно отличаются объемностью, что влияет на время их рассмотрения, но обвинения ЦБ в несвоевременности и неполноте информирования должны быть более конкретными, считает адвокат: на данный момент это выглядит попыткой силовиков получить более широкие полномочия при работе с банковской тайной без реальных на то оснований.
Позиция Банка России в этом вопросе более аргументирована, чем позиция МВД, согласна адвокат Forward Legal Людмила Лукьянова: никакой объективной необходимости расширять права МВД в отношении банковской тайны или упрощать доступ к ней нет. Расследуя уголовные дела, следователь с согласия своего руководителя имеет право обратиться с запросом о предоставлении информации в банк, а банки обязаны реагировать на такие запросы. С выводом активов из банков правоохранительные органы могут бороться, реализуя уже имеющиеся у них полномочия, их достаточно. К тому же, продолжает Лукьянова, если упростить доступ к банковской тайне МВД, с аналогичной инициативой могут выступить налоговая, приставы, прокуратура и другие органы, которым приходится соблюдать определенные процедуры для доступа к банковской тайне.