Инвестбанки рекордно заработали на нефти и золоте

Доходы 12 крупнейших инвестбанков мира от операций с сырьевыми товарами в 2020 году могут превысить $7 млрд
Инвестбанки искупались в нефти/ Reuters

Аналитическое агентство Coalition Development сообщило, что доход 12 крупнейших инвестиционных банков мира от биржевых операций с сырьевыми товарами за первую половину 2020 г. составил $3,8 млрд, что на 95% больше, чем за аналогичный период прошлого года. За весь 2020 год показатель может превысить $7 млрд, что является рекордом с 2011 г.

Две главные причины роста доходов – резкие колебания в текущем году биржевых цен на нефть и золото. В апреле стоимость фьючерсов на нефть впервые в истории опустилась ниже нуля (майский контракт на нефть марки WTI в ходе торгов 20 апреля падал до минус $40 за баррель), что дало трейдерам на Уолл-стрит богатые возможности для спекуляций. На рынке золота также сложилась уникальная ситуация: хотя в марте банки понесли убытки в связи с корректировками по рынку из-за необычно высокой разницы в цене между Нью-Йорком и Лондоном (банки и трейдеры обычно перевозят физическое золото на коммерческих рейсах, а их отмена из-за коронавируса внесла сумятицу на товарные рынки), впоследствии им удалось хорошо заработать на арбитраже при поставках ценного металла в США. «На сырьевых рынках в этом году было два лакомых куска: нефть и драгметаллы, – заявил директор исследовательского отдела Coalition Development Амрит Шахани. – Я думаю, это будет лучший год за десятилетие».

В отчете агентства отмечается, что успех в биржевых операциях с сырьевыми товарами в особенности сопутствовал гигантам с Уолл-стрит, таким как Goldman Sachs, Citigroup и JPMorgan Chase, в то время как многие европейские банки с их традиционно сильными отделами по финансированию соответствующих операций показали менее впечатляющие результаты. Coalition Development не включает в свой отчет австралийские и канадские банки, а также банки развивающихся стран, среди которых также есть институты с крупными операциями с сырьевыми товарами, например австралийский независимый инвестиционный банк Macquarie Group. Агентство также не публикует данные отдельно по банкам.

Как сообщает Financial Times, некоторые крупные европейские инвестиционные банки отказываются от финансирования биржевых операций с сырьевыми товарами из-за скандалов, убытков и ужесточения правил со стороны регулирующих органов. Нидерландский ABN Amro в августе объявил о закрытии соответствующего подразделения, которое существовало в банке с момента его основания в 1824 г. Причина в серии скандалов, связанных с подозрительными операциями трейдеров, профинансированных банком (самый крупный, с сингапурским Hin Leong Trading, обошелся банку в 200 млн евро убытков). А французский BNP Paribas собирается прекратить финансирование трейдеров сырьевых рынков в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке из-за ряда крупных убытков в этих операциях. Кроме того, банк может по этой же причине закрыть свое женевское подразделение, специализирующееся на биржевых операциях с нефтью. В целом в последнее десятилетие данный сектор деятельности инвестиционных банков характеризовался падением доходов и вводом ряда ограничений на рискованные операции.

Так что мало кто считает, что результаты 2020 г. окажутся устойчивыми. Уникальные и экстремальные рыночные условия этого года вряд ли повторятся в будущем. «Я с трудом представляю, как такая волатильность может продолжиться. И, насколько я знаю, большинство банков тоже так считают», – говорит Шахани. По его мнению, инвестиционные банки пытаются нажиться на текущей ситуации и одновременно убедить корпоративных клиентов заключить долгосрочные контракты, например по хеджированию, чтобы хоть как-то поддержать свои операции на сырьевых рынках в последующие годы.