В кризис банки стремятся привлечь клиентов даже ценой нарушений
ФАС зафиксировала всплеск недобросовестных банковских практикВ период кризиса банки начали все чаще пренебрегать принципами добросовестной конкуренции. Эксперты из Федеральной антимонопольной службы (ФАС) связывают тенденцию с повышенной обеспокоенностью банков по поводу сохранения уровня ликвидности и попытками привлечь клиентов всеми доступными способами, заявил заместитель главы ФАС Андрей Кашеваров на конференции «Банковская система России, уроки коронакризиса».
«Если раньше по последствиям кризисов нами возбуждалось 2–3 дела, то с начала пандемии мы выдали уже 12 предупреждений, – сообщил он. – Это достаточно четкий показатель того, что банки активно привлекают клиентов, не всегда следуя принципам добросовестности».
Нынешний кризис отличается от кризисов 2008 и 2014 гг. не только количественно. «В прошлые кризисы стандартными формами нарушений тогда были изменение процентных ставок по вкладу в течение действия договора, введение запрета на пополнение вклада или введение процентов за снятие денежных средств», - отметил Кашеваров. Когда кризисные явления ослабевали, банки стремились избавиться от обременительных для себя условий по обслуживанию вкладов и делали это, как правило, за счет клиентов. «Сейчас мы видим совершенно иную картину как поведения банков», – утверждает замглавы ФАС. Заметно расширилась линейка продуктов, в которых банки умалчивают о существенных для клиента условиях. Если раньше лукавство банков касалось в основном вкладов, то сейчас оно распространилось и на накопительные счета, а также затронуло вопросы начисления кэшбэка на кредитные и дебетовые карты. Вклады по-прежнему остаются в зоне риска, но теперь подвоха клиенту стоит ждать в другом. «Когда объявленный договор с плавающей ставкой предлагается в форме заявления, то мы видим содержание единого размера ставки, а когда денежные средства начинают пополняться, неожиданно уменьшается размер ставки на эти средства, – рассказывает Кашеваров. – А при пролонгации договоров банковского вклада клиентам вместо банковских вкладов предлагаются либо накопительные счета, либо иные финансовые продукты, такие как накопительное инвестиционное страхование или размещение средств в ценных бумагах, причем зачастую без объяснения об отсутствии гарантий их доходности».
106 тыс. жалоб
на банки подали россияне в ЦБ за первое полугодие 2020 года
Предлагая клиентам накопительные счета, недобросовестные банки порой заявляют по остаткам на этих счетах в два раза более высокие проценты, чем по текущим банковским вкладам. «Клиенты реагируют на эти предложения и открывают накопительные счета, например, не обращая внимания на то, что повышенная ставка начинает действовать только с 12-го месяца после нахождения денежных средств на этом счете. Мы также фиксируем, что банки могут в одностороннем порядке изменять проценты по остаткам на этих счетах в сторону снижения», – приводит примеры замглавы ФАС.
По-прежнему встречаются случаи неполноты и недостоверности информации банков на сайтах о действующих тарифах при обслуживании дебетовых и кредитных карт. «Также мы сталкиваемся с тем, что клиенты не информируются об ограничениях для получения кэшбэка по кредитным и дебетовым картам, соответственно, нет информации о снижении размера заявленного кэшбэка или повышении минимальных требований для начисленных кэшбэков», – поясняет Кашеваров. Последнее нарушение становится особенно явным в свете того, что кэшбэк является драйвером для развития безналичных платежей. «Не хотелось бы, чтобы такая практика затормозила этот процесс и его доля начала из-за этого снижаться», – выразил обеспокоенность чиновник.
Между тем сегодня на рассмотрении Госдумы уже находится законопроект, который позволит хотя бы частично защитить клиентов в описанных представителем ФАС ситуациях. «Он обяжет банки выносить на первую страницу договора все существенные условия договора банковского вклада. Те, кто читает хотя бы первую страницу (а это, к сожалению, не все), будут понимать, что они подписывают», – заверил председатель комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков. Спикер рассчитывает, что в первом чтении проект будет рассмотрен уже в октябре, а полное согласование пройдет до конца года.
Эксперты предполагают, что нарушения, относящиеся к недобросовестной конкуренции, банки делают не случайно: в ряде случаев они сознательно «путают» маркетинг с необходимостью следовать корпоративной культуре и букве закона. Что касается расширения спектра нарушений за пределы вкладов, то оно вполне объяснимо логикой расстановки приоритетов в развитии банковских продуктов в целом. «Альтернативные банковским вкладам продукты находятся в стадии активного развития на фоне падения интереса к традиционным вкладам из-за снижения ставок. Соответственно, этот рынок менее регламентирован и поддается переделу, в том числе за счет различных недобросовестных практик. Противодействовать таким практикам сложно именно из-за новизны продуктов и относительно небольшой величины этого сегмента по сравнению с традиционными вкладами», – поясняет Вячеслав Путиловский, младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА».
Максим Шеин, главный инвестиционный стратег «БКС мир инвестиций», обращает внимание на разнообразие нарушений, которые выявляет ФАС. «Все они – следствие развития банковского сектора в онлайн-направлении, а также снижающейся рентабельности бизнеса, когда банки ряд услуг предлагают с дисконтом или бесплатно, надеясь на других услугах окупить затраты и заработать. Сыграть на опережение у законодателей нет возможности, так как бизнес меняется гораздо быстрее по определению. Единственный способ – повышать транспарентность банковских услуг для потребителей», – объясняет он.