Преемственность поколений

Как отсутствие культуры наследия влияет на экономические успехи страны

Тема наследия и преемственности в России относится к числу табуированных – об этом не принято говорить открыто. Но, похоже, время изменений пришло: отсутствие культуры преемственности может привести к тому, что ближайшие 10–20 лет российские суды будут рассматривать тысячи споров между родственниками, претендующими на наследство. При таком развитии событий эти споры станут не просто частными семейными скандалами, но и могут серьезно повлиять на экономику страны в целом. Только в последнее время мы стали свидетелями целого ряда историй, когда вопрос прав наследования негативно повлиял на сильные работающие бизнесы: споры о наследстве основателя Natura Siberica Андрея Трубникова, судебный процесс о разделении имущества совладельца группы «Аллтек» Дмитрия Босова, разбирательства между наследниками группы «Ростагроэкспорт» Бориса Александрова и т. д. И, увы, это далеко не полный перечень.

Утрата культуры и традиций преемственности – это следствие исторических процессов, которые проходили в нашей стране с начала прошлого века. Ведь, по сути, институт частной собственности с приходом к власти большевиков был разрушен и вновь возник уже в новой России всего 30 лет назад, т. е. по историческим меркам относительно недавно. За столь короткий срок он еще не успел окончательно сформироваться – ни в плане понимания собственниками своих прав и ответственности (за десятилетия советизации мы практически отвыкли чем-либо владеть), ни с точки зрения правовой системы (правовые механизмы передачи активов нельзя назвать зрелыми). В России поколение людей, имеющее возможность оставить следующему поколению значительные материальные блага, сформировалось впервые за сто лет – откуда бы взяться традициям преемственности?

Считается, что люди начинают задумываться о смысле жизни и о том, что оставят после себя, после 65 лет. Многим из тех, кто начинал бизнес и стал собственником в 1990-е, сегодня от 50+ до 70+ лет, а значит, мы вплотную подошли к тому моменту, когда им предстоит принимать серьезные решения, связанные с будущим своего бизнеса и наследия как такового. Вот тут-то и возникают сложности и вопросы.

Во-первых, как передать бизнес, доходность которого базируется не на капитализации и дивидендах, а на денежном потоке, а ведь именно таково большинство отечественных компаний. Во-вторых, нужно ли и можно ли передавать бизнес, история которого небезупречна? Ведь большинство российских компаний были основаны в лихие 90-е – в тот сложный переходный период, когда менялся политический и экономический строй, проводились рыночные реформы и границы допустимого были размыты. В-третьих, как передать ключевой нематериальный актив – связи владельца и его неформальные договоренности, без которых бизнес существенно теряет в цене? Неудивительно поэтому, что лишь достаточно небольшое число собственников (порядка 10%, по некоторым оценкам) сегодня рассматривают бизнес в качестве объекта наследства.

Проблема возникает не только с тем, что и как передать, но и кому передать. На Западе лица, вступающие во владение активами родителей, обычно гораздо старше: им не по 20–30, как в России, а по 50–60 лет. Готовы ли к новой ответственной роли молодые дети постсоветских бизнесменов?

Стремительное развитие технологий и современной медицины приводит к увеличению продолжительности жизни. Мы фактически говорим о первом поколении, которое может прожить до 90–100 лет. В этих условиях никто не хочет торопиться не только вступать во взрослую жизнь, что раньше было принято связывать с заключением брака, но и принимать на себя управление активами. К тому же со сменой экономической парадигмы не так-то легко ответить на вопрос: как будет решаться проблема преемственности и наследия в реалиях шеринг-экономики, когда у нового поколения отпадает необходимость консолидировать капитал, чтобы владеть благами – ими можно просто пользоваться. Как бы там ни было, вот факт, на который не стоит закрывать глаза: 70% активов в России сосредоточено в руках одного поколения. На историческую сцену выходит второе поколение владельцев капитала. В ближайшие 15–20 лет нас ждет смена экономических элит – насколько мы к этому готовы?

Согласно недавнему исследованию Центра управления благосостоянием и филантропии бизнес-школы «Сколково», в котором приняли участие более 100 владельцев капитала, лишь 14% предпринимателей намерены передать управление бизнесом членам семьи, 52% планируют нанять профессионального управляющего. Между этими полюсами есть еще несколько вариантов развития событий: продать бизнес (или любые другие активы) и распределить вырученные средства между наследниками; продать свою долю деловому партнеру, если таковой имеется; потратить все при жизни или отдать на благотворительность; пустить все на самотек – после меня хоть потоп.

Каждое решение имеет плюсы и минусы, главное – сделать выбор, ясно сознавая последствия. Но и это еще не все: составить документ о передаче и надеяться на его безупречное исполнение – отнюдь не значит передать. Нужно обеспечить максимальную плавность этого процесса и предусмотреть контроль на всех его стадиях. Процесс передачи требует серьезной проработки – не только юридической и финансовой, но и философской. И если с юридической и финансовой еще могут помочь разобраться специалисты, которые строят бизнес на решении подобных вопросов и минимизации негативных последствий, как быть с философской подготовленностью? Ведь разговор о наследовании – это разговор в первую очередь про ценности. Всего 46% российских владельцев капитала обсуждают в семьях бизнес и вообще источники семейного благосостояния, следует из данных Центра управления благосостоянием и филантропии «Сколково».

На первый взгляд кажется, что этот вопрос касается только тех, кто обладает достаточным капиталом, активами, бизнесом и т. д. Но этот вопрос уже давно актуален не в разрезе передачи накопленного, а в контексте культуры преемственности, на каких ценностях она может базироваться, что каждый из нас может сделать, чтобы эта культура появилась. Передача семейных ценностей, регулярный и последовательный разговор о семейных традициях должны стать частью культурного кода и обыденностью. Когда доля предпринимателей, у которых будет готово не только завещание, но и продуманный план передачи активов, превысит 10% (а именно у такого объема собственников сейчас подготовлен этот документ) – именно тогда можно будет говорить о глобальных смещениях в общественном сознании и переосмыслении темы наследования.

Правильная преемственность – это бесшовная преемственность. Когда она проходит без конфликтов и кризисов. Когда предыдущее поколение подходит с любовью к будущему.