Рынки падают: что делать инвесторам
«Ведомости» выяснили, надо ли пересмотреть содержимое портфеля после провального январяМировые фондовые рынки начали год на минорной ноте. Рекордно высокая инфляция, ожидания повышения ключевой ставки ФРС, новая волна коронавируса – на таком фоне ведущие индексы американского рынка с начала января понесли значительные потери. Промышленный индекс Dow Jones потерял 5,4%, S&P 500 упал на 7,5%, технологический NASDAQ – на 11,4%. Предыдущая неделя для американского рынка акций стала худшей с марта 2020 г., когда в мире началось распространение коронавируса.
Европейские и азиатские рынки также снижаются: с начала января индекс STOXX Europe 600 упал на 5,8%, немецкий DAX – на 5%, шанхайский Shanghai Composite – на 5,5%. Британский FTSE 100 показал самую сильную динамику, опустившись лишь на 0,4%.
Но потери российского фондового рынка оказались значительно больше еще и из-за геополитических рисков. С начала января индекс Мосбиржи упал на 15,3%, его долларовый аналог РТС – на 19,7%. Резко ослабел и рубль: курс доллара 24 января поднимался к 79,50 руб. впервые с ноября 2020 г., а евро – к 90 руб. (максимум с июня 2021 г.). Чтобы остановить падение рубля, ЦБ объявил о приостановке покупки валюты в рамках бюджетного правила.
Нервозность на рынках усиливается еще и в ожидании сигналов, которые ФРС подаст в среду, 26 января, по результатам двухдневного заседания по денежно-кредитной политике.
Больше защиты
Главный вопрос для инвесторов сейчас состоит в том, не переходит ли «бычий» рынок в «медвежий». Ситуация на рынках акций США и Европы пока укладывается в понятие «рыночной коррекции», что не предполагает существенного изменения аллокации по классам активов в портфеле, считает начальник управления анализа рынков «Открытие инвестиций» Антон Затолокин. Он поясняет, что переход к «медвежьему рынку» традиционно связан с рецессией в экономике, которая пока не просматривается.
Затолокин советует провести корректировку соотношения долей акций и облигаций в портфеле до близкого к нейтральному (классическим считается соотношение 50/50) на время повышенной волатильности. В условиях начала цикла ужесточения монетарной политики в США Затолокин рекомендует вложения в депозиты и краткосрочные/среднесрочные облигации, преимущественно корпоративные. По его словам, возможно также умеренное повышение доли золота в портфеле, как классического защитного инструмента, и доли «денежных средств», до 10–15% от портфеля.
С учетом предстоящего ужесточения монетарной политики со стороны ФРС текущий портфель стоит позиционировать как более «защитный», согласен руководитель отдела аллокации активов «Атона» Андрей Марков. В классическом портфеле текущий вес акций не должен превышать 30–40%, а предпочтение стоит отдать диверсифицированным фондам акций (в том числе ETF) с экспозицией на те секторы экономики, которые имеют стабильные дивидендные выплаты и низкую оценку по мультипликаторам, говорит эксперт.
Для полноценного ухода в защитные активы, такие как золото, время еще не пришло, считает управляющий активами «БКС Мир инвестиций» Виталий Громадин, даже несмотря на то, что отмеченный на прошлой неделе необычный рост покупок ETF с физическим хранением золота показывает масштаб падения аппетита к риску у инвесторов. По мнению Громадина, заседание ФРС и итоговая пресс-конференция ее руководителя Джерома Пауэлла зададут более позитивный тон, чем протокол самого заседания. Пауэлл может объявить о трех-четырех повышениях ставки в этом году начиная с марта и это уже будет воспринято рынком как позитивные новости, считает эксперт.
Рынки США и Европы
Марков из «Атона» предлагает отдать предпочтение широкому рынку европейских акций через фонды Vanguard FTSE Europe ETF (следует за индексом FTSE Developed Europe Index, куда входит около 497 крупнейших по капитализации компаний с 17 развитых рынков еврозоны) или SSXPIEX GR (этот ETF обеспечивает доступ к 600 крупнейшим европейским компаниям), а не американскому – рынок Европы менее концентрирован в секторе технологий и имеет больший вес традиционных секторов экономики.
Если же инвестор предпочитает иметь аллокацию на американский рынок акций, то это стоит делать через «компании стоимости» (традиционно считаются недооцененными) посредством фонда VLUE US (iShares MSCI USA Value Factor ETF) вместо классических фондов с фокусом на S&P 500, считает Марков.
В облигационной части портфеля эксперт отдает предпочтение бумагам с короткой дюрацией (не более трех лет) – через комбинацию крупнейших облигационных ETF (IGSB US, JPST US, SHYG US и др.) в зависимости от толерантности клиента к кредитному качеству эмитентов. Это позволит портфелю быть мобильным и готовым к тактической ребалансировке в пользу более рискованных активов, когда рынок начнет закладывать в свои оценки фактическое повышение ставок и кредитные спреды в более длинных бумагах станут привлекательнее, поясняет Марков. По его словам, текущий вес облигационной части в таком портфеле должен быть от 40 до 60%, а инструменты защиты от инфляции в виде коротких TIPs (гособлигации США с защитой от инфляции) и золота в текущих условиях повышенного инфляционного давления по всему миру должны занимать 10–20% портфеля.
Российский рынок
Российские акции, по словам Затолокина, сильно страдают от геополитических рисков, но являются долгосрочно привлекательными с фундаментальной точки зрения. Поэтому наращивание позиций в российских активах эксперт пока считает преждевременным и советует дождаться улучшения геополитической ситуации. Как всегда, быстрее всего после коррекции восстанавливаются секторы, доходы представителей которых подкреплены долгосрочными тенденциями. Среди них в «Открытие инвестициях» выделяют цифровизацию, здравоохранение и экологию.
Российский рынок сейчас таит в себе угрозу для инвестора, предупреждает инвестиционный консультант ФГ «Финам» Сергей Хандохин и рекомендует держать в российских акциях сейчас не больше чем 10–20% от портфеля с прицелом на докапитализацию позиций. Он советует обратить внимание на дивидендные компании, но подходить к этому вопросу диверсифицированно. Хандохин не рекомендует делать акцент на металлургическом секторе и советует присмотреться к бумагам нефтегазовых и финансовых компаний, обеспечивающих высокие дивиденды.
На какие секторы смотреть
Громадин из БКС считает правильным выбором для инвесторов сейчас сырьевые рынки. Энергетический сектор с начала года уже показал динамику на 20% лучше индекса S&P 500 (в дополнение к +50% прошлого года).
Говоря об отдельных индустриях в сырьевом секторе, Громадин отмечает, что выросших в цене американских нефтедобытчиков можно заменить на нефтесервисные компании (Baker Hughes, Cactus Inc.) с учетом ожидания повышения тарифов на их услуги в этом году. Металлурги («Норникель», Freeport-McMoRan, «Северсталь») выглядят привлекательными, пока идет цикл смягчения монетарной политики в Китае.
Российские акции компенсируют геополитические риски очень привлекательной дивидендной доходностью (12% для индекса Мосбиржи при среднем уровне в 5–7% в последние годы), говорит Громадин. Дивидендную доходность выше индекса помимо сырьевого сектора можно найти в финансах (Сбербанк, ВТБ), а также телекоммуникациях (МТС).
Бенефициарами с точки зрения инвестиций в 2022 г. станут полупроводники, литий, алюминий, медь, а также финансовый и коммуникационный секторы, говорит руководитель департамента инвестиционной аналитики «Тинькофф инвестиций» Кирилл Комаров. Финансовый сектор является косвенным бенефициаром роста, считает эксперт: он выигрывает от наращивания инвестиционной активности добывающих компаний, хотя и не зависит напрямую от глобальной ситуации на сырьевых рынках.
В условиях волатильности Комаров рекомендует разделять фундаментально сильные и слабые компании. Если в портфеле инвестора компания, акции которой волатильны на общем падении рынка, но при этом она имеет сильные финансовые показатели и очевидные долгосрочные драйверы роста, то инвестору не стоит сбрасывать ее акции. Следует понимать, что после периода распродаж обычно следует период восстановления, напоминает Комаров и рекомендует продолжать следить за новостной повесткой и анализировать рынок.
На рынке США Хандохин из «Финама» рекомендует присмотреться к компаниям из секторов, которые в меньшей степени будут подвержены негативу от повышения ставки ФРС, – это сектор энергетики, здравоохранения, ритейла, банковский сектор и отдельные нециклические компании (такие как Coca-Cola, Procter & Gamble, Kimberly-Clark). Также аналитик рекомендует средне- и долгосрочные инвестиции в секторы, которые будут выигрывать от окончания пандемии, например авиаперевозки, туризм.
Хандохин советует уменьшить долю компаний из технологического сектора за исключением Microsoft, Alphabet, Meta Platforms. У этих компаний не такие высокие мультипликаторы, как у прочих представителей IT-сектора, также они обладают крайне низкой долговой нагрузкой, большим количеством денежных средств на счетах, большим объемом в ликвидных краткосрочных инвестициях и ростом чистой прибыли по 20–30% в год. По мнению эксперта, необходимо пользоваться текущей просадкой рынка для покупки этих акций.