Банкиры предложили ужесточить санкции для операторов

Мобильные провайдеры блокируют мошенников слишком пассивно
Штрафы, по словам Печатникова, не оказывают на операторов связи должного воздействия / Евгений Разумный / Ведомости

Банки пока не видят результатов применения закона об обязательстве мобильных операторов блокировать подменные номера, которыми пользуются мошенники, – новое регулирование вступило в силу 1 декабря 2021 г. Количество звонков злоумышленников за два месяца действия закона не снизилось, заявил зампред правления ВТБ Анатолий Печатников на брифинге с журналистами. «Ведомости» обратились к другим финансовым организациям с просьбой оценить эффект от нового закона. В Росбанке и банке «Зенит» солидарны с мнением ВТБ, уточнили их представители.

За декабрь минувшего года ВТБ собрал 370 000 жалоб пользователей на подозрительные номера, абсолютное большинство которых относится к подменным, это на 10% больше ноября, сообщил Печатников. Всего с апреля 2021 г., когда ВТБ начал собирать такую статистику, 1,4 млн номеров использовались мошенниками, 800 000 из них оказались подменными, уточнил он.

Необходимо жестче контролировать соблюдение закона – пока сотовые операторы с этим справляются плохо, резюмировал Печатников. Сейчас банки сталкиваются с предложениями со стороны операторов контролировать и решать эту проблему за дополнительную плату, что отчасти затрудняет решение проблемы, передал представитель «Почта банка» слова директора по безопасности Станислава Павлунина.

Как работает закон

Закон о блокировке операторами связи звонков и sms-сообщений из-за рубежа в Россию по подменным номерам вступил в силу 1 декабря 2021 г. Теперь операторы обязаны передавать истинные номера абонентов при звонках и sms-сообщениях. Кроме того, операторы не должны оказывать услуги связи и пропуска трафика при обнаружении исходящего с сети иностранного оператора соединения под российским номером, если вызывающий абонент не клиент российского оператора за рубежом, а также при отсутствии у соединяющего оператора абонентского номера или идентификационного кода звонящего.
C 30 декабря 2021 г. были введены штрафы для операторов за пропуск подменных номеров. Для должностных лиц штрафы составят от 30 000 до 100 000 руб., для индивидуальных предпринимателей – от 200 000 до 800 000 руб., для компаний – от 500 000 до 1 млн руб.

Штрафы, по словам Печатникова, не оказывают на операторов связи должного воздействия (в случае если провайдер не заблокирует номера, он может столкнуться с санкциями. – «Ведомости»). «Нужно строже контролировать тех игроков рынка телекома, которые не исполняют закон», – добавил зампред ВТБ. Банк предлагает несколько способов решения проблемы: ввести более строгие законодательные ограничения и контроль входящих звонков с виртуальных подменных номеров на уровне мобильных операторов, обеспечить идентификацию конечного владельца виртуального номера, чтобы минимизировать его использование мошенниками, а также создать реестр номеров со стороны юрлиц, которые нельзя использовать в качестве виртуальных, в первую очередь номеров госведомств, перечислил Печатников. С этими предложениями ВТБ обратился к регулятору и вынес их на обсуждение Национального финансового совета Банка России, сообщил он.

Впрочем, по наблюдениям экспертов Газпромбанка, в январе 2022 г. количество звонков и фейковых (фишинговых) сообщений клиентам банка с подменных номеров из-за рубежа с целью совершения мошеннических действий снизилось по сравнению с аналогичными периодами 2020–2021 гг., передала пресс-служба организации оценку замначальника департамента защиты информации Алексея Плешкова. Но сами попытки мошеннических действий в отношении клиентов Газпромбанка при этом не прекратились, подтвердил он. Плешков согласен с предложениями ВТБ: действительно, нужно ужесточать контроль за мобильными провайдерами вплоть до приостановки обслуживания в отношении тех субоператоров, которые допускают нарушения или игнорируют требования регуляторов либо крупных участников рынка по контролю за подключением абонентов и арендой номерных емкостей.

Виноваты ли операторы

Представитель Tele2 заявил, что из их сети невозможно совершить вызов с подменой номера. Когда же звонок приходит из сетей других операторов, они могут его блокировать, если есть основания считать, что вызов осуществляется с использованием подменного номера (например, есть обращения абонентов). Также в системы Tele2 интегрирована антифрод-платформа, которая помогает выявлять разные виды фрод-коммуникаций, в том числе с помощью подменных номеров, добавил представитель оператора.

«Мегафон» уже несколько лет самостоятельно блокирует звонки с российских городских номеров из-за рубежа, поэтому ситуация с момента вступления закона в силу для компании не изменилась, сообщил директор по предотвращению мошенничества и потерь доходов Сергей Хренов. Сейчас в блокировку попадает до 300 000 таких звонков в месяц, уточнил Хренов. Как говорит Хренов, основная проблема заключается в том, что чаще всего звонки с подменных номеров идут по IP и попадают в российскую телефонную сеть благодаря недобросовестным операторам, самостоятельно подставляющим российский номер или предоставляющим такую возможность своим клиентам.