Банкиры предложили ужесточить санкции для операторов

Мобильные провайдеры блокируют мошенников слишком пассивно
Штрафы, по словам Печатникова, не оказывают на операторов связи должного воздействия
Штрафы, по словам Печатникова, не оказывают на операторов связи должного воздействия / Евгений Разумный / Ведомости

Банки пока не видят результатов применения закона об обязательстве мобильных операторов блокировать подменные номера, которыми пользуются мошенники, – новое регулирование вступило в силу 1 декабря 2021 г. Количество звонков злоумышленников за два месяца действия закона не снизилось, заявил зампред правления ВТБ Анатолий Печатников на брифинге с журналистами. «Ведомости» обратились к другим финансовым организациям с просьбой оценить эффект от нового закона. В Росбанке и банке «Зенит» солидарны с мнением ВТБ, уточнили их представители.

За декабрь минувшего года ВТБ собрал 370 000 жалоб пользователей на подозрительные номера, абсолютное большинство которых относится к подменным, это на 10% больше ноября, сообщил Печатников. Всего с апреля 2021 г., когда ВТБ начал собирать такую статистику, 1,4 млн номеров использовались мошенниками, 800 000 из них оказались подменными, уточнил он.

Необходимо жестче контролировать соблюдение закона – пока сотовые операторы с этим справляются плохо, резюмировал Печатников. Сейчас банки сталкиваются с предложениями со стороны операторов контролировать и решать эту проблему за дополнительную плату, что отчасти затрудняет решение проблемы, передал представитель «Почта банка» слова директора по безопасности Станислава Павлунина.

Как работает закон

Закон о блокировке операторами связи звонков и sms-сообщений из-за рубежа в Россию по подменным номерам вступил в силу 1 декабря 2021 г. Теперь операторы обязаны передавать истинные номера абонентов при звонках и sms-сообщениях. Кроме того, операторы не должны оказывать услуги связи и пропуска трафика при обнаружении исходящего с сети иностранного оператора соединения под российским номером, если вызывающий абонент не клиент российского оператора за рубежом, а также при отсутствии у соединяющего оператора абонентского номера или идентификационного кода звонящего.
C 30 декабря 2021 г. были введены штрафы для операторов за пропуск подменных номеров. Для должностных лиц штрафы составят от 30 000 до 100 000 руб., для индивидуальных предпринимателей – от 200 000 до 800 000 руб., для компаний – от 500 000 до 1 млн руб.

Штрафы, по словам Печатникова, не оказывают на операторов связи должного воздействия (в случае если провайдер не заблокирует номера, он может столкнуться с санкциями. – «Ведомости»). «Нужно строже контролировать тех игроков рынка телекома, которые не исполняют закон», – добавил зампред ВТБ. Банк предлагает несколько способов решения проблемы: ввести более строгие законодательные ограничения и контроль входящих звонков с виртуальных подменных номеров на уровне мобильных операторов, обеспечить идентификацию конечного владельца виртуального номера, чтобы минимизировать его использование мошенниками, а также создать реестр номеров со стороны юрлиц, которые нельзя использовать в качестве виртуальных, в первую очередь номеров госведомств, перечислил Печатников. С этими предложениями ВТБ обратился к регулятору и вынес их на обсуждение Национального финансового совета Банка России, сообщил он.

Впрочем, по наблюдениям экспертов Газпромбанка, в январе 2022 г. количество звонков и фейковых (фишинговых) сообщений клиентам банка с подменных номеров из-за рубежа с целью совершения мошеннических действий снизилось по сравнению с аналогичными периодами 2020–2021 гг., передала пресс-служба организации оценку замначальника департамента защиты информации Алексея Плешкова. Но сами попытки мошеннических действий в отношении клиентов Газпромбанка при этом не прекратились, подтвердил он. Плешков согласен с предложениями ВТБ: действительно, нужно ужесточать контроль за мобильными провайдерами вплоть до приостановки обслуживания в отношении тех субоператоров, которые допускают нарушения или игнорируют требования регуляторов либо крупных участников рынка по контролю за подключением абонентов и арендой номерных емкостей.

Виноваты ли операторы

Представитель Tele2 заявил, что из их сети невозможно совершить вызов с подменой номера. Когда же звонок приходит из сетей других операторов, они могут его блокировать, если есть основания считать, что вызов осуществляется с использованием подменного номера (например, есть обращения абонентов). Также в системы Tele2 интегрирована антифрод-платформа, которая помогает выявлять разные виды фрод-коммуникаций, в том числе с помощью подменных номеров, добавил представитель оператора.

«Мегафон» уже несколько лет самостоятельно блокирует звонки с российских городских номеров из-за рубежа, поэтому ситуация с момента вступления закона в силу для компании не изменилась, сообщил директор по предотвращению мошенничества и потерь доходов Сергей Хренов. Сейчас в блокировку попадает до 300 000 таких звонков в месяц, уточнил Хренов. Как говорит Хренов, основная проблема заключается в том, что чаще всего звонки с подменных номеров идут по IP и попадают в российскую телефонную сеть благодаря недобросовестным операторам, самостоятельно подставляющим российский номер или предоставляющим такую возможность своим клиентам.