В России появился первый оператор выпуска цифровых финансовых активов

В реестре операторов по выпуску ЦФА появилась первая компания, но перспективы этого рынка без понятного налогообложения туманны
Закон о цифровых финансовых активах наконец заработал/ Егор Алеев / ТАСС

Больше года потребовалось Банку России на то, чтобы в реестре операторов информационных систем по выпуску цифровых финансовых активов (ЦФА) появилась первая компания. Ею стала Atomyze – российская токенизационная платформа, одним из инвесторов которой является компания «Интеррос» Владимира Потанина. Закон о ЦФА, позволяющий выпускать и обменивать эти активы, заработал еще в январе 2021 г., но до последнего момента ни одна компания (к примеру, Сбербанк) не могла получить разрешение ЦБ.

Платформа Atomyze создана в 2019 г. при поддержке международной группы инвесторов, включая швейцарский Global Palladium Fund (палладиевый фонд «Норникеля») и «Интеррос» Потанина. На сайте Atomyze указано, что компания является площадкой для цифровизации активов и процессов на базе технологий распределенных реестров. Платформа обеспечивает выпуск и обращение ЦФА, обменивает последние на аналоги или фиатные деньги, реализует выпуск цифровых прав. Atomyze полностью принадлежит швейцарской Atomyze AG (до августа 2021 г. – Tokentrust AG), где фонд «Норникеля» владеет 49%, а 51% – у Asset Backed Coins Platform, собственники которой не раскрываются.

Global Palladium Fund стал одним из первых эмитентов Atomyze – фонд запустил платежные инструменты Exchange Traded Commodities (ETC), обеспеченные металлами «Норникеля», на шести ключевых биржах Европы, включая Лондонскую и Франкфуртскую.

Цифровыми финансовыми активами признаются четыре вида цифровых прав: денежные требования к эмитенту, права участия в капитале непубличного акционерного общества, права по эмиссионным ценным бумагам, включая требования их передачи. При этом ЦФА могут быть «гибридными», обеспеченными одновременно несколькими активами: денежными требованиями, ценными бумагами, товарами, услугами и т. д. ЦФА имеют технические свойства криптовалют: учитываются токенами в блокчейн-сети, их можно программировать в смарт-контрактах, но экономически за ними стоят обязательства и эмитент, пояснял в статье на сайте «Сбера» директор дивизиона «Транзакционный бизнес» Сбербанка Сергей Попов. ЦФА могут быть, например, облигации – обязательства заемщика платить купон, металлы – обязательства доставить металл владельцу токена, обязательства получения дохода от метра коммерческой недвижимости, дебиторская задолженность и др.

Попадание в реестр ЦБ означает, что Atomyze даст клиентам возможность выпуска ЦФА и их обращения на своей платформе, будет хранить эти активы, вести реестр держателей. Atomyze также сможет самостоятельно осуществлять обмен ЦФА внутри своей платформы на рубли. Согласно правилам компании на ее платформе может быть выпущено два вида ЦФА: активы, включающие денежные требования, и «гибридные» (включающие денежные требования и иные цифровые права).

Регистрация оператора даст старт для нового рынка инвестиционных инструментов, сказала «Ведомостям» генеральный директор Ассоциации финтех Татьяна Жаркова. Используя ЦФА, бизнес может сократить издержки на привлечение инвестиций и увеличить скорость реализации инвестпроектов, считает она.

В PwC видят большой интерес корпоративного сектора к ЦФА, говорит директор отдела казначейских и товарно-сырьевых операций PwC в России Вадим Зеленев. По его словам, особенную актуальность ЦФА приобретают при решении задач привлечения финансирования без увеличения долговой нагрузки и хеджирования товарных рисков. Отдельно стоит отметить кейсы по токенизации акционерного капитала, которые одновременно стимулируют развитие и рынка внебиржевой торговли, что также положительно сказывается и на капитализации компаний-эмитентов, и на доходности инвесторов.

Кто следующий

На рассмотрении в Банке России находится несколько ходатайств о включении в реестр операторов информационных систем (выпуск и обращение ЦФА) и несколько – о включении в реестр операторов обмена ЦФА (обеспечивают заключение сделок), сказал «Ведомостям» представитель ЦБ, не уточнив названия компаний.

Компания «Системы распределенного реестра» готова стать оператором по выпуску и обмену ЦФА, рассказал ее генеральный директор Игорь Кузьмичев, реалистичный срок внесения в реестр – начало II квартала. Компания уже достигла предварительных договоренностей о сотрудничестве с крупными эмитентами и компаниями, которые планируют стать операторами обмена ЦФА.

Он также рассказал, что первые ЦФА, выпуск и сделки по которым будут возможны на их платформе, будут представлять собой цифровые права, включающие денежные требования и «гибридные» цифровые права. В дальнейшем компания планирует добавлять другие типы ЦФА – права участия в капитале непубличных акционерных обществ, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам.

В конце прошлого года председатель правления Сбербанка (запрос остался без ответа) Герман Греф выражал надежду, что они до конца года получат регистрацию от ЦБ своей платформы. Но этого пока не произошло, хотя заявку на регистрацию собственной блокчейн-платформы Сбербанк подавал еще в январе 2021 г.

Есть вопросы

ЦБ сообщил, что представит для обсуждения доклад с предложениями по совершенствованию регулирования ЦФА и вопросам их налогообложения. Одна из главных проблем для инвесторов – отсутствие специальных правил в Налоговом кодексе для налогообложения операций с ЦФА в России, сказал «Ведомостям» партнер EY Алексей Кузнецов. По его словам, есть риск применения НДС к обороту ЦФА, а для инвесторов в драгоценные металлы НДС – это серьезный фактор для выбора инструмента инвестирования. Но с полным запуском системы контроля за оборотом драгоценных металлов (ГИИС ДМДК) правительство обещало либерализовать рынок для людей, в том числе и отменить НДС на покупку драгметаллов в слитках. Такая либерализация рынка, а также появление специального регулирования в налоговом законодательстве для ЦФА могли бы сделать инвестиции в драгметаллы через ЦФА востребованными рынком, отметил Кузнецов.

Отдельного налогообложения ЦФА пока не существует, так как их нет, говорит советник Lidings Дмитрий Кириллов. Общий подход Минфина к налогообложению доходов от операций с криптовалютой и токенами стандартен: доходы от продажи за вычетом расходов на покупку, умноженные на ставку налога (НДФЛ для физических лиц или налога на прибыль для организаций), отмечает он. Кроме того, отдельного рассмотрения требует обложение операций с ЦФА налогом на добавленную стоимость (НДС). Сейчас отдельного освобождения реализации этих активов от НДС нет.