Дэйв Ибен: «Активы, которые все ненавидят, приятнее покупать»

Основатель Kopernik Global Investors убежден, что акции российских компаний рано списывать в убыток
Основатель и директор по инвестициям Kopernik Global Investors Дэйв Ибен/ Investec

Через несколько недель после начала спецоперации на Украине большинство крупных управляющих активами поспешили уменьшить стоимость своих российских активов практически до нуля, констатирует Financial Times (FT). Но не Дэйв Ибен, основатель и директор по инвестициям Kopernik Global Investors. Из $7 млрд, которыми управляют фонды Kopernik, около 14% вложено в российские компании, среди его давних любимчиков – «Газпром», Сбербанк, «Полюс». Стоимость ADR Сбербанка на Лондонской фондовой бирже (в одной расписке четыре акции) в октябре прошлого года достигала $21,64, 23 февраля была $8,97, а в начале марта упала до одного цента. Сейчас она котируется на уровне пяти центов.

Не менее драматично упали на биржах мира расписки других российских компаний. Morgan Stanley, Goldman Sachs, BlackRock и Franklin Templeton, соответственно, переоценили эти бумаги в своих портфелях – но опять-таки не Ибен. Kopernik снизил их оценку в среднем на 70%, а не почти до нуля. «Обнулять несправедливо, скорее всего, эти компании все еще имеют большую ценность, – объясняет он. – Если решить, что они ничего не стоят, то новые инвесторы, пришедшие в фонд, получат выгоду. А те, что выводят средства, ничего не получат за актив, который хоть сколько-то да ценен».

Он признает, что есть реальная возможность, что в результате санкций или других действий правительств разных стран инвесторы так и не смогут вернуть вложенные в российские акции средства. Но вполне возможна и обратная ситуация.

Крым – это шанс

Ибен не в первый раз действует в пику большинству коллег. После присоединения Крыма в марте 2014 г. котировки «Газпрома» начали падение, писал Forbes. На внебиржевом рынке его акции торговались с мультипликатором, кратным 2,4 выручки. «Газпром» владеет огромными запасами нефти и газа с себестоимостью в 20 раз ниже, чем у большинства крупных нефтяных компаний, аргументировал Ибен. К тому же, объяснял он, компания может похвастаться 6%-ной дивидендной доходностью и разветвленной сетью газопроводов, связывающих ее с Европой. Поэтому Ибен готов был сквозь пальцы смотреть на политические риски.

Пока его коллеги распродавали российские активы, Ибен наращивал позиции в «Газпроме», Сбербанке, Московской бирже и других компаниях. Он говорил Reuters, что даже в условиях замедления экономики из-за украинского кризиса и международных санкций в России полно качественных предприятий и страна остается крупнейшим в мире экспортером энергоресурсов: «Россия была одним из самых дешевых рынков в мире, и она еще подешевела. Люди очень напуганы. Уровень страха и эмоций имеет очень мало общего с фундаментальными факторами».

Отток капитала из России, по данным ЦБ, за первое полугодие 2014 г. составил $75 млрд. Это больше, чем за весь предыдущий год. Инвестиции американских фондов в российские активы снизились с $42 млрд в конце 2013 г. до $37 млрд на конец марта 2014 г., писал журнал Foreign Policy со ссылкой на аналитику компании eVestment. Но к концу июня нашлись те, кто поверил в российский рынок, и инвестиции начали расти – почти до $41 млрд. Одним из них был Ибен.

Он признавался Bloomberg, что активно скупает российские акции за полцены. «Есть ли проблемы в России? Совершенно точно есть! – говорил он в интервью сайту аналитической компании Morningstar, сообщавшей, что Ибен тогда почти удвоил долю российских активов в портфеле компании. – Но это одна из лучших возможностей, с которыми я сталкивался примерно за треть века, в течение которой мне посчастливилось работать в инвестиционном бизнесе».

Его флагманский фонд Kopernik Global All-Cap на тот момент управлял $890 млн, из которых 15% было вложено в российские компании, в том числе 4% в «Газпром» и 3% в Сбербанк, писал Foreign Policy. «Когда люди начинают относиться к чему-то крайне негативно, такая реакция почти всегда оказывается чрезмерной. Вокруг России кипит много страстей. Я не говорю, что это неправильно. Но я подозреваю, что дело зашло слишком далеко», – говорил Ибен этому изданию. А в интервью Reuters он добавлял: «Активы, которые все ненавидят, приятнее покупать, чем те, которые любят».

Сама его инвесткомпания не просто так названа Kopernik Global Investors. Ибен окрестил ее в честь польского астронома XV–XVI вв. Николая Коперника, который не побоялся бросить вызов общепринятому мнению, что Солнце вращается вокруг Земли, и оказался прав.

Странствия Ибена

То, что делает Ибен, называется противоположным инвестированием (contrarian investing, торговля вопреки рыночным тенденциям). Он еще в юности действовал противоположно тому, чего от него ждали. Его отец работал врачом в Калифорнии, и все, включая самого Ибена, долгое время были уверены, что сын пойдет по стопам родителя. Он вовсю готовился изучать медицину в Калифорнийском университете в Дейвисе – и вдруг передумал. В этом же вузе Ибен получил диплом бакалавра по экономике. Год он работал бухгалтером – и вновь изменил стезю. Ибен отучился по программе МВА в Школе бизнеса Маршалла в Университете Южной Калифорнии. «Мне нравилась экономика как наука. Но еще больше мне нравился фондовый рынок», – говорил он Forbes.

В 1982 г. Ибен стал аналитиком по ценным бумагам в страховой компании Farmers Group. «Я наткнулся на эту вакансию и подумал: отлично, кто-то готов платить мне деньги за мое хобби!» – признавался он Barron’s. В компании Ибен провел 14 лет и дорос до поста директора по инвестициям, отвечая за активы на сумму $16 млрд. Проработав пару лет старшим портфельным менеджером в Cramblit & Carneyа, в 1998 г. Ибен ушел в управляющую компанию Nuveen. Там, в частности, он стал соучредителем фонда Tradewinds Global Investors и в общей сложности управлял активами на $30 млрд.

Он уволился в 2012 г. и перебрался на другой конец Америки, из Лос-Анджелеса (Калифорния) в город Тампа (Флорида), чтобы работать на известного инвестора Джеффри Виника, который руководил собственной инвесткомпанией Vinik Asset Management с $6 млрд под управлением. Виник прежде тоже работал далеко, в Бостоне (Массачусетс). Необычное место для новой штаб-квартиры объясняется просто. Он купил команду Национальной хоккейной лиги Tampa Bay Lightning, пару лет мотался к ней на выходные с работы через полстраны и решил, что проще перенести офис поближе к домашнему стадиону.

Но в 2013 г. Виник решил, что спорт куда интереснее инвестиций, и закрыл Vinik Asset Management, чтобы сконцентрироваться на управлении хоккейной командой. Для Ибена это стало неожиданностью, признавался он Morningstar. Но выход был найден быстро. Виник одолжил $5 млн Ибену под весьма привлекательный процент для открытия собственной инвесткомпании. Так 1 июля 2013 г. родился Kopernik Global Investors. В него перешло 16 из 19 сотрудников фонда Виника, а сам Виник доверил ему в управление первые $15 млн.

Смотрите шире S&P 500

«Мы считаем, что крайне важно, чтобы люди смотрели за пределы S&P 500», – говорил Ибен Barron’s. Почти половина мирового фондового рынка торгуется за пределами США, а развивающиеся рынки не всегда присутствуют в портфелях инвесторов, обращал внимание он. «Всем нравятся <...> олигополии, которые продают то, в чем нуждаются люди, – говорил он FT. – Вы платите [за их акции] целое состояние, если это американские компании. Но если покупать такие же компании в Корее, Бразилии и, конечно же, в России, Китае, Японии и других странах, то можно получить отличные активы по выгодной цене».

Многие его коллеги сокращали вложения в Россию по моральным соображениям, но Ибен совершенно не считал и не считает это важным для инвестора аргументом. Точно так же он относился к моде избавляться от акций компаний, которые как-либо связаны с выбросом парниковых газов. «Если вы продадите акции «Газпрома», это никоим образом не навредит России, – горячился он. – Мы все хотим, чтобы планета меньше загрязнялась, а во всем мире царил мир. Но бездумная продажа до 90% акций из своего пакета – это не способ достичь этих целей».

В последнее время он все активнее агитировал вкладываться в развивающиеся страны. На протяжении минимум 10 лет индекс S&P 500 опережал доходность большинства инвесткомпаний, говорил он Barron’s в конце прошлого года: «Это отличный индекс, но за последний десяток лет в него влили столько денег, что он не оставляет особых возможностей для выгодных сделок». А если сравнить качественные бизнесы из США с их зарубежными аналогами, то можно найти отличные инвестиционные возможности. Например, телекоммуникационные компании в Корее, японских торговых гигантов или компании из гидроэнергетики и атомной энергетики. Также он был сторонником инвестирования в золотодобычу: по последним обнародованным данным, на конец прошлого года бумаги российского «Полюса» занимали в портфеле фонда Kopernik International 3%.

Перед началом спецоперации четыре фонда под управлением Kopernik Global Investors вложили в российские акции почти $1 млрд, писала газета The West Australian. Сейчас $700 млн из них списано. Но Ибен надеется, что ставка еще сработает в будущем. А пока, уверяет он, эти потери с лихвой компенсированы ростом котировок активов фондов – главным образом из энергетического сектора – из других стран.