Индия запрещает экспорт пшеницы, за исключением зерна для бедных соседей

Это приведет к росту цен на зерно
В целом влияние экспортных ограничений Индии на мировые цены на пшеницу будет однозначно в сторону их роста/ NARINDER NANU / AFP

Министр торговли Индии Б. В. Р. Субраманьям разъяснил индийским СМИ 15 мая, что введенный 13 мая правительственный запрет на экспорт пшеницы из Индии не будет тотальным. Поставки пшеницы будут производиться в интересах продовольственной безопасности соседних стран – Непала, Бангладеш и Шри-Ланки (последняя находится в состоянии острого экономического и политического кризиса). Кроме того, правительство позволит частным компаниям выполнить уже имеющиеся обязательства по экспорту почти 4,3 млн т пшеницы до июля этого года, пишет индийская газета The Economic Times. В апреле Индия экспортировала 1 млн т пшеницы.

Индийское правительство объявило 13 мая запрет на экспорт пшеницы из страны, мотивируя это быстрым ростом мировых цен на продовольствие. Кроме того, в Индии уже несколько недель стоит рекордная жара, местами превышающая 45 градусов Цельсия, что может отрицательно сказаться на новом урожае. Ранее, после начала российской специальной военной операции (СВО) на Украине и резкого падения экспорта украинской пшеницы, многие выражали надежду, что Индия, где в прошлом году был собран один из рекордных урожаев пшеницы в 109 млн т, сможет заместить украинский экспорт в странах Ближнего Востока. Буквально за день до введения запрета на экспорт, 12 мая, The Economic Times сообщала о том, что индийские делегации скоро обсудят вопросы экспорта пшеницы с Марокко, Тунисом, Алжиром, Ливаном, Турцией, Вьетнамом, Индонезией и Филиппинами.

Запрет на экспорт пшеницы из Индии приведет к значительному и быстрому росту цен, говорит директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов. Из-за этого усугубится продовольственная ситуация на всей планете – из рынка выпадет около 8–8,5 млн т пшеницы в годовом исчислении. Ранее, в конце марта, Reuters оценивал возможный экспорт индийской пшеницы в 2022 г. в 10 млн т. Экспорт пшеницы из России в 2021 г. оценивался Зерновым союзом почти в 33 млн т, с Украины – в 20 млн т. Общий объем производства пшеницы в 2021 г., по оценке ФАО (продовольственное агентство ООН), составил 777 млн т, а объем торговли ею – 191 млн т.

Сизов отмечает, что экспорт из Индии все равно не сведется к нулю, будут возможны поставки по уже заключенным контрактам. Тем не менее решение Индии ударит по всем игрокам на рынке, больнее всего – по беднейшим странам, и без того испытывающим проблемы с продовольственной безопасностью. Тяжелее всего придется государствам Центральной Африки, отмечает Сизов.

Официальные лица Индии называют несколько причин введения экспортных ограничений, говорит председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. Первая и основная – собственная продовольственная безопасность, заключающаяся в отсутствии дефицита зерна и контроле за ценами на внутреннем рынке. Посевы действительно пострадали от рекордной жары, накрывшей Индию и соседний Пакистан во второй половине марта и апреле, в результате этого Индия была вынуждена снизить прогноз по урожаю пшеницы в 2022 г. с 111,32 млн до 105 млн т.

Вторая причина – индийское правительство всерьез обеспокоилось активностью международных спекулянтов, которые скупали значительные объемы урожая напрямую у местных фермеров с целью перепродажи на мировом рынке. Индия, отмечает Зернин, ввела процедуру авторизации таких продаж, чтобы гарантировать поставку своего зерна действительно нуждающимся в нем странам.

В целом влияние экспортных ограничений Индии на мировые цены на пшеницу будет однозначно в сторону их роста. Зернин ожидает, что цены FOB на российскую пшеницу вернутся на уровень выше $400 за 1 т. По данным Platts на 13 мая, цена FOB Новороссийск составляла примерно $392 за 1 т. Свыше $400 тонна пшеницы стоила в период с начала СВО и примерно до середины марта. Перед началом СВО, 22 февраля, цена составляла $311 за 1 т.

Насколько сильным будет рост цен, зависит от деталей объявленного индийскими властями механизма авторизации поставок нуждающимся странам, которые на рынке физического зерна являются главными драйверами спроса и цен, заключает Зернин.