ФАС предложила привязать цены на газ в России к споту

Но для этого сначала надо добиться ликвидности на биржевых торгах газом
С 1 июля 2022 г. цена газа «Газпрома» для промышленных потребителей вырастет на 5%
С 1 июля 2022 г. цена газа «Газпрома» для промышленных потребителей вырастет на 5% / Сергей Портер / Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила с 2024 г. перевести поставки газа для промышленных потребителей природного газа и сжиженных углеводородных газов на «ценовой ориентир биржевых региональных индексов». «Потребителям газа важна прозрачность механизма формирования цен на рынке и их предсказуемость. Такую возможность дает появление биржевого индекса», – говорится в релизе ведомства от 28 июня.

Представитель ФАС пояснил «Ведомостям», что эта инициатива выдвинута в рамках Национального плана по развитию конкуренции до 2026 г. (утвержден правительством в сентябре 2021 г.).

Согласно предложениям ФАС, крупные потребители газа смогут выбирать способ его закупки – на бирже либо по внебиржевым контрактам. Служба также предлагает внедрить биржевые газовые фьючерсы, которые на первом этапе предлагается заключать на 2–7 месяцев. Они позволят «долгосрочно планировать закупки при прозрачном ценообразовании», считает ведомство.

Ранее ФАС разработала и опубликовала для общественного обсуждения проект приказа, по которому «Газпром» к 2026 г. обяжут продавать через биржу не менее 10% от годового объема поставок газа на внутренний рынок. Для независимых производителей газа (крупнейшие – «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Новатэк») предлагался минимальный объем биржевых продаж в 3%, но с его дальнейшим ростом также до 10%.

Как уточняла ФАС, тем самым для производителей газа предлагался механизм, аналогичный торговле нефтепродуктами.

2,6%

газа в России в 2021 г. было продано через биржу СПбМТСБ

Нормативы предусматривают продажу через биржу СПбМТСБ 12% поставляемого на внутренний рынок бензина и 8,5% – дизельного топлива («Ведомости» писали об этом 23 июня).

Сейчас минимальные и максимальные цены (тарифы) на газ, добываемый собственником Единой системы газоснабжения, т. е. «Газпромом», ФАС устанавливает как для промышленных и коммерческих предприятий, так и для населения. Власти регионов могут устанавливать собственные сбытовые надбавки. Цена газа для независимых производителей регулятором не устанавливается, что побуждает крупных потребителей (в том числе электростанции) заключать долгосрочные контракты с независимыми поставщиками со скидками в 10–15%.

Ранее источник, знакомый с процедурой закупок газа энергокомпаниями, пояснял «Ведомостям», что крупные потребители заключают долгосрочные контракты с независимыми поставщиками газа по более низким ценам, чем у «Газпрома». В свою очередь, для независимых поставщиков сложность может заключаться в локальной нехватке свободного газа для выполнения контрактных обязательств, и тогда они вынуждены добирать газ на бирже.

Представитель «Т плюса» сказал «Ведомостям», что в целом энергокомпания к инициативе применения биржевых индексов «относится положительно». «Но при низкой ликвидности биржи говорить о рыночном ценообразовании невозможно», – подчеркивает он. «Т плюс», по его словам, сейчас закупает менее 1% топлива на бирже, основные объемы газа приобретаются по долгосрочным контрактам. «Поставочные фьючерсы представляют интерес для участников торгов, но оценивать их эффективность пока преждевременно», – уточнил собеседник.

В других энергохолдингах, а также компаниях нефтегазового, металлургического и химического секторов на момент сдачи номера «Ведомостям» не предоставили комментариев.

По данным СПбМТСБ, за 2021 г. на бирже было продано лишь 6,6 млрд куб. м газа при поставках его на внутренний рынок в 257,8 млрд куб. м. 28 июня июльский фьючерс на газ в Москве и Московской области на бирже стоил 6376 руб. за 1000 куб. м.

С 1 июля 2022 г. цена газа «Газпрома» для промышленных потребителей вырастет на 5%, сообщалось 24 июня. Согласно приказу самая высокая цена на газ без учета НДС устанавливается для Северо-Кавказского ФО (5413 руб. за 1000 куб. м), а самая низкая – в газодобывающем Ямало-Ненецком АО (2907 руб. за 1000 куб. м).

С 2019 г. у «Газпрома» есть право продавать на бирже до 25 млрд куб. м в год, но фактические объемы реализации газа компании на СПбМТСБ были существенно ниже. По данным ФАС, в 2019 г. «Газпром» продал на бирже 11 млрд куб. м, в 2020 г. – 12,2 млрд куб. м, а в 2021 г. лишь 5,2 млрд куб. м. На газ «Газпрома» в 2021 г. приходилось почти 80% проданного через биржу газа. Например, «Новатэк» в прошлом году вообще не продавал газ на бирже, ограничившись его покупкой.

Замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач обращает внимание на то, что хотя ФАС и не регулирует цены независимых производителей на газ, но на практике он продается «с привязкой к ценам антимонопольной службы». Он напомнил, что ФАС намеревалась еще в 2011 г. перейти от регулирования цен на газ к регулированию тарифов на его транспортировку. «Но эта инициатива успехом не увенчалась, так как свободное ценообразование предполагало привязку к нетбэку при поставках в Европу, а это привело бы к росту цен на газ на внутреннем рынке», – поясняет Гривач. По его мнению, уроки европейского и американского рынка, где цены на газ в течение пары лет могли упасть в несколько раз, а затем многократно вырасти, в текущей ситуации «должны сильно насторожить власти».

В 2021 и 2022 гг. цены на газ в Европе отличались сильной волатильностью. В прошлом году в ЕС газ подорожал на 320% и в конце декабре торговался на наиболее ликвидном хабе TTF в Нидерландах по $720 за 1000 куб. м. С 1 января 2022 г. по 28 июня стоимость топлива в Европе выросла еще на 84%, сессия закрылась на отметке $1495 за 1000 куб. м.

В текущих условиях оптовые покупатели газа в России не заинтересованы покупать его на бирже, а предпочитают закупать по долгосрочным контрактам напрямую у производителей, резюмирует Гривач.

«Нынешнее предложение ФАС – реанимация идеи семилетней давности, основанной на наблюдениях за СПбМТСБ, на которой средние цены тогда были на 3–8% ниже регулируемых», – отметил завкафедрой конкурентного права РАНХиГС, бывший руководитель управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Тенишев. Но реализация модели конкуренции между одним и тем же видом топлива (т. е. газом, а не между газом и нефтью), по мнению эксперта, «не является панацеей» для либерализации рынка.

«Опустив образование [биржевых] индексов до региональных хабов и спотов, мы никуда не уйдем от слабой эластичности спроса по цене, – поясняет Тенишев. – Это, в свою очередь, обусловлено наличием по обе стороны биржи оптовых игроков и национальных компаний, поведение которых может негативно воздействовать на ликвидность биржи и приводить к манипулированию ценами». Он также считает, что процессом адаптации долгосрочных контрактных цен сегодня «на государственном уровне никто системно не занимается».