С российскими «недружественными» правообладателями рассчитаются как с иностранцами
Платить всем критикам СВО будут только через спецсчета типа «О»
Положения майского указа президента о новом механизме расчета с «недружественными» правообладателями через спецсчета типа «О» будут распространяться не только на иностранных, но и на российских лиц, следует из разъяснений Минэкономразвития к документу, обнародованных 19 июля.
Согласно указу президента от 27 мая российские физические и юридические лица, органы власти и учрежденные ими организации в рамках действующих лицензионных контрактов должны платить за контент «недружественным» правообладателям в рублях на специально созданный для этого рублевый счет «О» в уполномоченном банке. В указе не во всех пунктах уточнялось, идет ли речь только о зарубежных «недружественных» правообладателях либо и о российских тоже. Забрать средства со спецсчета, как отмечалось в указе, правообладатель сможет только с разрешения правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.
Под действие указа подпадут не только зарубежные, но и российские правообладатели, указанные в подпунктах «б» – «е» пункта 1 указа президента, отмечено в разъяснениях Минэкономразвития. Это, в частности, те, кто запретил после 23 февраля использование своих произведений на территории России либо публично поддержал санкции, совершил публичные действия, дискредитирующие российские власти и вооруженные силы, а также распространил в интернете оскорбления в отношении нашей страны, ее граждан и органов госвласти.
Решение об открытии спецсчета в отношении такого правообладателя может принять только лицензиат, указано в разъяснениях министерства. Сделать это он сможет на основе информации, опубликованной в СМИ и на сайтах госорганов.
Под действие указа президента могут подпасть деятели культуры, которые выступили с критикой специальной военной операции (СВО), предполагает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. С учетом законодательного запрета на это все они, вероятнее всего, находятся за границей, говорит политолог. «Это укладывается в идею российских властей последних лет: если не любишь страну – не надо в ней зарабатывать. Это стало популярно еще до СВО», – резюмировал Макаркин.
Опрошенные эксперты сходятся во мнении, что механизм отнесения правообладателя к категории «недружественный» может вызвать сложности у лицензиата. Расширительное толкование положений указа создает ситуацию, когда плательщики вынуждены будут не только реагировать на юридически значимые действия правообладателей (такие как объявления о разрыве сотрудничества в одностороннем порядке по политическим мотивам), но и анализировать тональность их риторики в публичных выступлениях, говорит член комитета по цифровой трансформации Российского книжного союза Максим Рябыко.
«Если плательщику нужно будет следить за заявлениями, то, как, к примеру, быть, если заявления опубликованы на ресурсах или в СМИ, заблокированных на территории РФ? Учитывать ли зарубежные публикации? Как определять, подпадает ли высказывание под положения указа президента и т. д. Не уверен, что бизнес сам должен давать юридическую квалификацию действиям контрагента: это может привести к злоупотреблениям», – резюмировал Рябыко.
Плательщик, следует из пункта 15 разъяснений Минэкономразвития, не обязан выявлять соответствующие обстоятельства, указывающие на необходимость применения специальной системы расчетов, и в этом же пункте сказано, что, если эти обстоятельства опубликованы в СМИ или на сайтах госорганов, должник считается извещенным, говорит основатель юридической компании KIP LegalTech Павел Катков. В то же время, по его словам, в пункте 12 разъяснений министерства содержится другая «интересная формулировка» – «по мнению должника».
«Трактуя это в совокупности с пунктом 15, надо полагать, что это мнение должно будет находить подтверждение в указанных в нем источниках – СМИ и сайтах госорганов. Однако прямо об этом в разъяснении министерства не говорится», – добавил эксперт.