Банк России возлагает большие надежды на банки и граждан в перестройке экономики

Их роль растет в условиях отсутствия иностранных инвестиций и закрытия рынка международного капитала
Евгений Разумный / Ведомости

Банк России готовит финансовый рынок к существованию и развитию в условиях санкций – на фоне отсутствия внешних инвестиций в страну роль банков, малого и среднего бизнеса и граждан в трансформации экономики становится едва ли не ключевой. Поэтому задач у ЦБ много – стимулировать банки кредитовать не самые прибыльные проекты (не без помощи государства) и расширять инструменты на рынках капитала, делая механизмы их формирования понятными и прозрачными. Свои предложения ЦБ собрал в докладе, который опубликовал для обсуждения с рынком.

Ключевое звено

Финансирование проектов, направленных на развитие российской экономики (даже низкомаржинальных и высокорисковых на краткосрочном горизонте), в среднесрочной перспективе делает экономическую систему более устойчивой, пишет ЦБ. Но банковский бизнес работает так, что он часто не склонен кредитовать долгосрочные проекты, учитывая, что значительная часть их пассивов краткосрочная или «до востребования». Более того, некоторые компании и проекты реального сектора являются крупными даже по международным меркам, и капитала самых больших российских банков для их кредитования не хватит.

Первое, что предлагает ЦБ, – вводить риск-ориентированные регуляторные стимулы. Их масштаб может зависеть от значимости проекта и наличия у него дополнительных факторов снижения кредитного риска (высокой финансовой устойчивости компании, реализующей проект, ценовых гарантий и предсказуемого спроса на продукцию, мер государственной поддержки и др.).

Но общий размер использования регуляторных льгот следует ограничить, чтобы банковский сектор не накапливал избыточные риски.

Введение регуляторных стимулов и других мер господдержки потребует разработки исчерпывающего перечня критериев (а не списка проектов или предприятий) – он должен быть доступен широкому кругу пользователей и позволять верифицировать, относится ли проект к категории трансформационных. Критерии может разработать правительство при участии Банка России. Отдельного внимания, по мнению ЦБ, заслуживает малый и средний бизнес как более гибкий и способный оперативно под­страиваться под изменяющиеся обстоятельства.

Но без средств госбюджета не обойтись – именно они (в том числе за счет увеличения внутреннего госдолга) в первую очередь должны использоваться для финансирования приоритетных, имеющих стратегическое значение для страны инвестпроектов. Привлечение кредитов от банков в этом случае возможно через предоставление им госгарантий и поручительств институтов развития или выпуска облигаций, обеспеченных такими гарантиями и поручительствами.

Повышается и роль самих институтов развития – необходимо, считает ЦБ, предусмотреть автоматические механизмы докапитализации институтов развития, а государству надо учесть потребности в ней при планировании расходов бюджета. Как пример, имеет смысл создать единый для всех институтов развития транспарентный механизм так называемого утвержденного капитала. Это та часть уставного капитала, которая формируется за счет субсидий из федерального бюджета и последующего внесения дополнительных имущественных взносов государством при достижении институтом развития триггерных значений обязательных нормативов финустойчивости. Наиболее четкий механизм утвержденного капитала разработан в отношении ВЭБ.РФ, пишет ЦБ, и он может быть масштабирован на другие институты развития. Институтов развития в России, помимо ВЭБ.РФ, много – «Роснано», ФРИИ, фонд «Сколково», Корпорация МСП, Фонд развития промышленности и проч.

Основные трудности в реализации предложенной ЦБ системы мер лежат в сфере определения правительством приоритетов и критериев господдержки, говорит генеральный директор АКРА Михаил Сухов. Если систему мер пополнить возможностью получать в ЦБ рефинансирование под ­активы банков, связанные с кредитами в приоритетные сферы, то со стороны банков Сухов видит больше стимулов для конкуренции, чем для отказа в предоставлении ­кредитов приоритетным предприятиям.

Как граждан завлекали в облигации

Власти не первый раз стимулируют интерес граждан к долговому рынку. В апреле 2017 г. Минфин запустил так называемые народные облигации – ОФЗ-н, которые не обращались на бирже, а продавались только в премиальных отделениях банков-агентов: Сбербанка и «ВТБ 24». За два года ведомство разместило три выпуска по 15 млрд руб. Но спрос был невелик, ключевых проблем было две: высокий порог входа (30 000 руб.) и комиссия банков – 0,5–1,5% в зависимости от стоимости бумаг. В 2019 г. власти снизили номинал облигаций до 10 000 руб. и отменили комиссию банков. В итоге на первых аукционах того же года ведомству удалось полностью разместить все три выпуска ОФЗ-н на 35 млрд руб. – в 2018 г. Минфин сумел занять лишь 60% от плана.

Но у предложенного механизма есть два направления рисков, говорит Сухов. Во-первых, может снизиться доступность кредитов для организаций, не попавших в сферы приоритетов, но имеющих нормальные бизнес-возможности и без господдержки. Во-вторых, продолжает он, при наличии повышенных рисков в приоритетных отраслях банки неизбежно будут повышать требования к обеспечению, а наиболее доступным обеспечением является залог акций (долей) заемщика или его владельца. В итоге косвенный контроль госбанков расширится, что может при трудностях в обслуживании кредитов осложнить структурные преобразования. Поэтому требуются меры сбалансированного регулирования мотивации банков.

Длинное стратегическое кредитование крупных проектов, еще и социально значимых, требует других механизмов помимо простого банковского кредитования, считает экономист «Ренессанс капитала» Софья Донец. Это, например, синдицированное кредитование, выпуск ценных бумаг, где тоже можно распределить риск, госгарантии, партнерство с государством. Если проект связан с общественным благом, то должен участвовать бюджет – там зачастую стоит проблема окупаемости и сроков и в этом случае государство должно обеспечить доходность на какой-то период, считает Донец.

Таксономия (критерии) может помочь банкам и инвесторам точнее оценить риски и стоимость проектов, считает профессор «Сколково-РЭШ» Олег Шибанов: эта мера теоретически может простимулировать банки больше вкладываться в длинные истории. Увеличение госдолга для финансирования тоже может быть эффективным инструментом – государство так ручается за то, что оно может положиться на качество этих проектов и субсидировать часть капитала по ним.

Видимо, резюмирует Сухов, здесь не обойтись без изменения мотивации работы банков и их менеджеров со снижением роли прибыли как индикатора результативности.

Капитал для развития

После санкций рынок ценных бумаг сжался, а доверие к нему упало, поэтому ЦБ считает важным обеспечить восстановление рынка капитала как источника долгового и долевого финансирования для бизнеса.

Необходимо, пишет регулятор, внедрять инструменты повышения инвестиционного качества и льготные режимы размещения ценных бумаг для компаний, задействованных в трансформации экономики и осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях – сфере высокотехнологичного производства, импортозамещения, несырьевого экспорта, участвующих в создании необходимой инфраструктуры. Такими инструментами могут стать предоставление гарантий со стороны государства и институтов развития, программы поддержки по выходу на рынок акций и облигаций для таких компаний, а также налоговые льготы инвесторам по доходам от их ценных бумаг.

Для повышения адресности, доступности и прозрачности мер поддержки необходимо перейти от формирования закрытых списков/групп компаний к четкому набору критериев – это позволит вести классификацию компаний и проектов, обеспечит раскрытие информации по ним и создаст ориентиры для инвесторов.

ЦБ считает необходимым создать механизмы повышения информированности граждан о возможностях их участия в развитии экономики через покупку акций и облигаций российских компаний – в том числе тех, в отношении которых у них сложились потребительские, поведенческие, социальные паттерны и предпочтения. Помочь также может выпуск социально ориентированных долговых инструментов – благотворительные облигации, развитие механизмов социального софинансирования (по принципу государственно-частного партнерства) социально значимых проектов при последующем общественном использовании возводимой инфраструктуры и объектов.

Еще одна задача – развитие канала прямых продаж эмитентами облигаций и акций гражданам, к примеру через финансовый маркетплейс, в целях долгосрочных вложений в режиме «купил и держи». Цель – минимизировать издержки эмитента и инвестора на проведение подобных операций и исключить искусственное подталкивание брокерами консервативных клиентов к рискованным продуктам и активной торговле. При этом важно обеспечить равные возможности по использованию населением налоговой льготы через механизм индивидуальных инвестиционных счетов независимо от того, как приобретаются ценные бумаги – через брокера или напрямую у эмитента.

Потери, которые розничные инвесторы понесли после начала спецоперации, дали им более полное представление о рисках, чем могли это сделать уроки финансовой грамотности, говорит управляющий директор агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов. По мере стабилизации ситуации и снижения ставок по вкладам у граждан стимулы вернуться на рынок появляются, но их действие будет ограничено снизившимся доверием, а также падением свободных средств при негативной динамике реальных располагаемых доходов. К тому же, продолжает эксперт, розничные инвесторы с большой вероятностью начнут предъявлять спрос на ценные бумаги с азиатских площадок и брокеры должны будут им его обеспечить. Все эти факторы не препятствуют перспективному притоку средств розничных инвесторов на российский рынок, но в существенной степени ограничивают его потенциал относительно тех ожиданий, которые могли иметь участники рынка еще в начале года.

Многие россияне заинтересованы в развитии отечественного производства и поддержке национальной экономики, отмечает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. Поэтому, с одной стороны, необходимо повышать финансовую грамотность россиян и знакомить их с рисками инвестиций. А с другой – предоставлять понятную, ясную схему вложений, чтобы инвесторы видели, на что идут их средства, как это помогает экономике, рабочим местам и развитию регионов России.

Возможно, небанковский сектор и рынок капиталов в нынешних условиях будет не столь разнообразным по инструментам, считает Сухов, поэтому попытка воссоздать всю палитру возможностей, которые были ранее, вряд ли реалистична. Система мер в отношении частных инвесторов и рынков капитала с одной стороны и банков с другой стороны должна быть логически последовательной, считает он. Например, девалютизация банковских балансов должна найти продолжение в инструментах финансового рынка и возможностях инвесторов на нем.

В подготовке статьи участвовала Софья Шелудченко