Россия сохранит порог беспошлинного ввоза товаров в 1000 евро

Это поддерживает часть крупных маркетплейсов
Решение об увеличении лимита беспошлинного ввоза с 200 до 1000 евро было принято на заседании комиссии ЕЭК 17 марта / Максим Стулов / Ведомости

С1 октября порог беспошлинной покупки товаров в зарубежных интернет-магазинах на территории ЕАЭС может быть сохранен на текущем уровне в 1000 евро. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель вице-премьера России Алексея Оверчука. По словам собеседника, готовится предложение в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) о продлении действующей нормы до 1 июля 2023 г. Представитель Минэкономразвития подтвердил, что данная инициатива прорабатывается.

Это будет означать, что каждый товар, приобретаемый за рубежом, стоимость которого будет выше 1000 евро, будет облагаться налогом в 15% от суммы, превышающей пороговое значение. До 1 апреля беспошлинный порог составлял 200 евро. Решение о сохранении действующего порога в 1000 евро может принять только ЕЭК, но пока вопрос об этом не планируется обсуждать на ближайшем заседании совета ЕЭК 23 сентября, следует из официального ответа представителя департамента протокола ЕЭК. Оверчук будет представлять Россию на этом заседании.

Если соответствующий вопрос не будет инициирован государством – членом союза на заседании, то порог беспошлинного ввоза автоматически вернется к ограничению в 200 евро, действовавшему до 1 апреля 2022 г.

В ФТС «Ведомостям» ответили, что не обладают информацией по вопросу пошлин, перенаправив запрос в Минфин. В Минфине, в свою очередь, заявили, что по данному вопросу целесообразно обратиться в ЕЭК.

Решение об увеличении лимита беспошлинного ввоза с 200 до 1000 евро было принято на заседании комиссии ЕЭК 17 марта. В конце марта о нем объявил премьер-министр России Михаил Мишустин. Мера должна позволить гражданам и дальше делать покупки в иностранных онлайн-магазинах, несмотря на ограничения, которые ввели «недружественные страны», объяснял он. Ответственными исполнителями по инициативе были назначены Минэкономразвития, Минфин и ФТС.

Беспошлинный порог снижался несколько лет. До 2019 г. он составлял 1000 евро, а после был снижен до 500 евро. Весовой лимит на посылку был установлен в 31 кг. С января 2020 г. пошлиной облагались покупки в зарубежных онлайн-магазинах дороже 200 евро. Если стоимость посылки превышает эту сумму или ее вес составляет более 31 кг, то необходимо заплатить пошлину в размере 15% от стоимости заказа, но не менее 2 евро за 1 кг.

В 2021 г. Минфин РФ предлагал продолжить постепенно уменьшать лимит: в частности, снизить беспошлинный порог с 1 июля 2022 г. до 100 евро, с 1 января 2023 г. – до 50 евро, с 1 января 2024 г. – до 20 евро. Инициативу должны были рассмотреть на совете ЕАЭС в ноябре 2021 г., но тогда решение по этому вопросу принято не было.

За снижение порога наиболее активно выступает Минфин РФ, говорит топ-менеджер одного из крупнейших российских маркетплейсов. Но эта мера не позволит увеличить сумму налогов, получаемую с трансграничной торговли, предупреждает собеседник «Ведомостей». «Как только порог вернется к значению в 200 евро, этот сегмент торговли просто уйдет», – считает он.

Снижение порога поддерживала и Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Действующий подход «создает дисбаланс в электронной торговле и ставит отечественных игроков в неравные конкурентные условия по сравнению с онлайн-магазинами за пределами ЕАЭС», подтвердил позицию ассоциации ее президент Артем Соколов. Иностранные компании не платят 20% НДС и ввозные пошлины, которые обязательно уплачивают российские компании, объясняет он. Кроме того, на зарубежные площадки не распространяются требования евразийского и российского законодательства в сфере технического регулирования, добавил Соколов. При этом, продолжает он, внутри ЕАЭС установлен совершенно иной принцип работы интернет-торговли, когда у компаний, наоборот, возникает двойное обложение НДС при реализации товаров через российские интернет-площадки физическим лицам в государствах – членах союза.

Вопрос повышения беспошлинного порога до 1000 евро с российскими игроками не обсуждался, но решение было продиктовано необходимостью обеспечить доступ российских потребителей к товарам на фоне ухода зарубежных брендов, объясняет Соколов. При этом воспользоваться этой возможностью в полной мере, по его словам, потребители не могут до сих пор: санкции не позволяют оплачивать покупки на зарубежных сайтах, есть сложности с доставкой. «В отличие от параллельного импорта, который сейчас осваивают все больше российских компаний, принятая под конкретные задачи мера не оправдала себя», – считает Соколов.

Но не все члены АКИТ разделяют эту позицию. Представитель Ozon заявил «Ведомостям», что в условиях, когда российские альтернативы ушедшему ассортименту только формируются, а новые цепочки поставок налаживаются, имеет смысл продлить действие порога в 1000 евро. «Повышение беспошлинного порога позволило избежать дефицита импортных товаров и резкого роста цен», – объяснил он. По словам управляющего директора Ozon Сергея Белякова, ассортимент Ozon Global от зарубежных продавцов стабильно растет и по итогам II квартала превысил 24 млн товарных позиций.

По данным АКИТ, объем внутреннего рынка интернет-торговли вырос в 1,5 раза за полгода, тогда как трансграничная торговля сокращается и сейчас занимает долю всего в 4,5%. Годом ранее, по данным ассоциации, ее объем составлял 13%. При этом с 10 марта россияне не могут использовать карты Visa и Mastercard российских банков для оплаты покупок на зарубежных сайтах. Кроме того, о приостановке доставки в Россию заявили ряд зарубежных онлайн-ритейлеров, в том числе онлайн-магазины Farfetch, Asos, Yoox Net-a-Porter, транзакции по российским адресам приостановили американские интернет-магазины eBay и Amazon.

Сейчас импортозамещение не покрывает всех потребностей российских потребителей, отмечает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. В 99% случаев через интернет-площадки покупают то, что нельзя купить в России, потому что здесь это не производится, уточняет он. Поэтому снижение порога беспошлинного ввоза приведет к ущемлению прав потребителей, заключает эксперт.

Мера изначально казалось двойственной: с одной стороны, она облегчала ввоз товаров по каналам параллельного импорта, с другой – на тех рынках, где сильных ограничений не было, беспошлинный ввоз усиливал конкуренцию с российскими производителями, замечает руководитель направления реального сектора ЦМАКПа Владимир Сальников.

Представители Wildberries, Lamoda и «М.видео-Эльдорадо» воздержались от комментариев «Ведомостям».