Максимальные ставки по кредитам наличными приблизились к 40%

Банки ужесточают риск-политики из-за инфляции и частичной мобилизации
Кредиты наличными – один из наиболее рискованных видов кредитования для банков/ Сергей Портер / Ведомости

Банки ужесточают свои риск-политики на фоне частичной мобилизации, повышая проценты по зай­мам наличными. Средняя ставка по потребкредитам в топ-20 банках с 13 по 20 октября выросла на 0,19 процентного пункта (п. п.) до 19,88% годовых, следует из мониторинга финансового маркетплейса «Финуслуги». Хотя темпы роста замедлились: неделей ранее показатель прибавил 0,4 п. п. Банки начали массово повышать ставки по кредитам после объявления частичной мобилизации. По данным Frank RG, после этой даты 20 крупных банков повысили ставки на 0,40–10,90 п. п.

Средняя ставка по необеспеченным кредитам на любые цели выросла с 13 по 20 октября на 0,18 п. п. до 21,32%, по залоговым кредитам – на 0,21 п. п. до 16,93%, следует из мониторинга «Финуслуг». Самую низкую ставку по беззалоговым кредитам предлагает Газпромбанк (16,66%). По кредитам с залогом минимальная ставка у Альфа-банка (13,29%).

Кредит под 40%

Но максимальная планка в крупных банках по потребкредиту достигает 40%. У «Тинькофф банка» диапазон процентов по кредитам наличными составляет 7,9–40%, в Альфа-банке – 4,5–37,3%, Московском кредитном банке (МКБ) – 12,7–5,7%, Совкомбанке – 6–34,9%, следует из информации на сайтах кредитных организаций. В госбанках максимальная стоимость кредитов ниже – в Сбербанке диапазон ставок 12,9–25,8%, у ВТБ – 4,4–34,5%, Газпромбанка – 4,4–28,4%, Россельхозбанка – 5,5–22,4%, а «ФК Открытие» – 7,9–28%.

Низкие проценты предполагают заключение клиентами договоров личного страхования, страхования от потери работы, обращает внимание ведущий аналитик Frank RG Марина Тимошкова. Например, в ВТБ процентная ставка по кредиту наличными при заявке онлайн и оформлении страхования варьируется от 4,4 до 23,5%, следует из информации на сайте банка. Без страхования – от 14,4 до 34,5% годовых. В РСХБ надбавка за кредит без страховки составляет 5,9%. В Росбанке при страховании жизни ставка по кредиту снижается на 5% для зарплатного клиента и на 6% – для всех остальных. В Сбербанке минимальная ставка – 12,9%, но наличие полиса страхования жизни и здоровья на нее не влияет, уточнил представитель банка.

Минимальные ставки зачастую носят рекламный характер и сопряжены с очень жесткими условиями, выполнить которые большинство заемщиков не смогут, говорит младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Вячеслав Путиловский. По его словам, к таким условиям относится «покупка» сниженной процентной ставки и приобретение различных видов страховок. Часто в период охлаждения заемщик имеет право отказаться от сверхдорогой страховки «от банка» и заменить ее страховкой по рыночной цене от других компаний, подпадающих под требования банка, добавил эксперт.

Почему растут ставки

Ставка нецелевого кредита наличными всегда была очень высокой, обращает внимание вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков, а сейчас ее подгоняет инфляция и неопределенность. Закон о кредитных каникулах для мобилизованных также добавил риска в бизнес-модели, учитывая, что займы могут просто не вернуться, продолжает эксперт. Устанавливая высокие процентные ставки и значительные надбавки за отсутствие страхования, банки минимизируют риски невыплаты кредитов, а также, вероятно, отсеивают часть клиентов, которые не соответствуют внутренним требованиям, добавляет Тимошкова. Впрочем, с начала мобилизации индекс средних максимальных процентных ставок вырос на 0,71 п. п. до 22,95%. В марте после событий февраля индекс вырос на 12,65 п. п. до 32,88%, поэтому на фоне этого текущее повышение ставок не выглядит существенным, считает Тимошкова.

Кредиты наличными – один из наиболее рискованных видов кредитования для банков, отмечает аналитик банковских рейтингов НРА Наталия Богомолова: такие ставки могут служить определенным ограничителем для клиента. Даже если заемщик захочет взять кредит на таких условиях, то ставка покроет риск неисполнения обязательств по кредиту и потерю дохода банка, говорит эксперт. Банки пытаются заработать и покрыть возрастающие риски, говорит Путиловский: до сих пор законодательно не определены источники возмещения потерь банков в случае гибели мобилизованного заемщика во время спецоперации.

7,5%

составляет ключевая ставка Банка России с 16 сентября. К 17 октября инфляция в России в годовом выражении замедлилась до 13,1%, сообщало Минэкономразвития. Недельная инфляция с 11 по 17 октября составила 0,02%. По прогнозу ведомства, к концу года цены вырастут на 12,4%. В сентябре банки выдали потребкредитов на 571,8 млрд руб. (без учета кредитных карт), что меньше августа на 3%, следует из предварительных данных агентства Frank RG

Корректировка банками своих риск-политик приводит к снижению уровня одобрения. Уровень одобрения кредитных заявок на ипотеку к 10 октября достиг 59,1%, упав за три недели с 19 сентября на 13,7 п. п., писал РБК на основе данных бюро кредитных историй «Скоринг бюро» (ранее называлось «Эквифакс»). В кредитах наличными доля удовлетворенных запросов от клиентов по сравнению с 19 сентября сократилась на 4 п. п. до 31%, в кредитных картах – на 7 п. п. до 20%, в POS-кредитах – на 3 п. п. до 19%, в автокредитах – на 5 п. п. до 24%.

Ужесточение риск-политик могло выразиться и в более активном предложении страхования, которое заметно увеличивает ПСК в сравнении с рекламной ставкой, отмечает заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов агентства НКР Егор Лопатин: банки могут использовать страхование для компенсации слабых операционных результатов первого полугодия.

Повышенный спрос на наличные деньги с конца августа также мог повлиять на политику банков из-за роста дополнительных трат, считает Войлуков: как минимум, оплата логистики бумажных рублей и услуг инкассаторов, которые подорожали из-за того, что подавляющее большинство из них использует иностранные автомобили, обслуживание и ремонт которых практически заблокированы. Но минимальная сумма кредитов, которые выдают банки без справок о размере зарплаты, фактически создает конкурентный продукт с микрофинансовыми организациями, хотя в сравнении с их ставкой банковская кажется небольшой, считает Войлуков.