Профучастники хотят продавать больше цифровых активов на дружественных рынках

Они предложили ввести контракты на полезные ископаемые, недвижимость и землю
ЦБ предложил допустить ЦФА к биржевым торгам и предоставить для держателей длинных активов налоговые преференции по аналогии со льготами для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов/ Евгений Разумный / Ведомости

Ряд предложений Банка России о развитии цифровых финансовых активов (ЦФА) мало соответствует текущим потребностям и уровню развития рынка, говорится в комментариях Национальной финансовой ассоциации (НФА) к докладу ЦБ, которые она направила директору департамента финансовых технологий Банка России Кириллу Пронину. Документ есть у «Ведомостей», его подлинность подтвердил президент НФА Василий Заблоцкий. Управляющие и брокеры, в частности, предлагают расширить список традиционных активов для оцифровки и создать возможность для их оборота на дружественных рынках.

При этом основные инициативы, которые ЦБ предложил внедрить на рынке ЦФА и утилитарных цифровых прав (УЦП), рынок поддержал. Доклад о развитии цифровых активов в России регулятор опубликовал для обсуждения 7 ноября. В нем ЦБ, в частности, предложил допустить ЦФА к биржевым торгам и предоставить для держателей длинных активов налоговые преференции по аналогии со льготами для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов.

Банк России завершил прием комментариев и предложений от участников рынка к докладу, сказал «Ведомостям» его представитель. Поступившие предложения будут учитываться при разработке нормативной базы, направленной на развитие рынка цифровых финансовых активов, уточнил он.

Закон о ЦФА начал действовать с 2021 г. В реестре операторов цифровых систем по выпуску ЦФА сейчас три компании – российская токенизационная платформа Atomyze, Сбербанк и финтехкомпания «Лайтхаус». Первую сделку с ЦФА провели только в июне этого года «ВТБ факторинг» и «Лайтхаус». На конец ноября 2022 г. было размещено 16 выпусков цифровых активов на общую сумму 227 млн руб., следует из данных Банка России. В 2023 г. при поддержке государства и интересе инвесторов объем рынка может достигнуть 60 млрд руб., оценивал первый зампред правления Сбербанка Александр Ведяхин в середине декабря.

На какие вопросы нужно ответить

Члены ассоциации считают, что в ближайшее время потребуется проработка нескольких вопросов по теме регулирования рынка ЦФА, следует из текста письма. В частности, участие номинального держателя в операциях с такими активами в информационных системах, их бухгалтерский учет в кредитных и некредитных финансовых организациях, порядок оценки рыночной стоимости ЦФА, а также механизмы вторичного обращения паев закрытых ПИФов в «оболочке» цифрового финансового актива.

По мнению профучастников, необходимо проработать вопрос предоставления возможности допуска и обращения иностранных ЦФА на российском рынке, а также создания условий обращения российских ЦФА на иностранных рынках в дружественных странах. Также уместно рассмотреть возможность выпуска ЦФА, номинированных в иностранной валюте, и ведение номинальных счетов для расчетов по таким ЦФА в иностранной валюте.

По вопросу закрепления в законодательстве правила «листинга» ЦФА мнения членов ассоциации разделились. С одной стороны, участники считают нецелесообразным и преждевременным говорить о правилах листинга применительно к ЦФА. Их обращение за два с лишним года после принятия законодательства практически не началось, отмечают авторы письма. С другой – появление рекомендуемых правил «листинга» ЦФА выгодно отличает эмитента ЦФА в глазах потенциальных инвесторов.

Принципиальным моментом участники НФА отмечают необходимость подготовки и популяризации бесплатных образовательных программ о ЦФА. Как минимум это необходимо для специалистов органов государственной власти, которые будут заниматься регулированием и обращением ЦФА и УЦП. Например, это касается специалистов Росреестра и налоговых органов, уточнили авторы документа.

Что предлагают в НФА

Перечень продуктов из пункта по созданию регуляторных условий для токенизации иных активов не является исчерпывающим, обращают внимание авторы комментариев. Они предлагают проработать варианты таких продуктов, как срочные контракты на валюты, нерудные полезные ископаемые, недвижимость и землю. Также НФА предлагает рассмотреть возможность токенизации товарных ценных бумаг и разработки правовых условий для этого. Целесообразно, по мнению профучастников, прописать механизм токенизации прав участия в организациях с целью реализации децентрализованных принципов управления. Не следует сдерживать развитие рынка регуляторно в части ограничения перечня активов, пишут авторы письма: в первую очередь могут быть токенизированы активы с высокой инвестиционной ­привлекательностью.

В ЦФА предлагают внести предложение о выставлении разных антиотмывочных требований (ПОД/ФТ) к операторам обмена (ОО) и операторам информационных систем (ОИС) закрытого типа (им разрешены только операции с ЦФА внутри оператора и запрещены переводы ЦФА иным операторам) и открытого типа, так как размер потенциальных рисков несопоставим. Разные требования могут касаться вопросов идентификации, мониторинга операций, критериев необычных операций, предполагают в ассоциации.

Члены НФА предлагают упростить порядок эмиссии ЦФА. Они рассматривают закрепление возможности выпуска цифровых активов без заранее известных первых приобретателей с зачислением на кошелек эмитента для последующего распределения между заинтересованными инвесторами. Профучастники считают целесообразным разрешить выпуск цифровых акций для публичных акционерных обществ, допустить возможность конвертации ранее выпущенных бездокументарных акций в цифровые активы при соблюдении определенных условий.

Помимо благоприятного налогового режима необходимы конкретизация и разъяснение существующих требований в части налогового и бухгалтерского учета ЦФА, указывают авторы письма, в том том числе гибридных инструментов (в зависимости от роли: эмитента, инвестора, оператора). В частности, целесообразно отдельно проработать вопросы о требованиях к выполнению операторами (ОИС и ОО) роли налогового агента в отношении инвесторов. Также участники выразили общее пожелание отсутствия излишней регуляции и режима повышенного налогообложения для ЦФА.

Традиционная биржевая инфраструктура не должна монополизировать рынок обращения цифровых прав, говорит генеральный директор Atomyze Екатерина Фроловичева: попытки навязать обороту цифровых прав нормы, регулирующие традиционную инфраструктуру и организованные торги, затормозят финансовый прогресс. Она считает эффективным трансфер лучших практик организованного обращения инструментов в работу операторов информационных систем и операторов обмена.

Сейчас уникальный момент развития рынка, из которого он может пойти в сторону синхронизации с правилами рынка ценных бумаг или больше в сторону экспериментальных цифровых финансовых инструментов с гибкими правилами, говорит руководитель Ассоциации инвестплатформ Кирилл Косминский. По его мнению, было бы ошибкой замыкать регуляторику на исключительно крупном бизнесе. Когда малый и средний бизнес смогут выпускать для себя цифровые инструменты в доверенной среде, рассуждает Косминский, то только тогда мы получим так называемый mass adoption (массовое применение) и проникновение таких активов в экономический оборот.

В подготовке статьи участвовала Наталия Заруцкая