Как ЦБ планирует реформировать банковское регулирование

Пересмотр во многом связан с геополитикой
Андрей Гордеев / Ведомости

Банк России опубликовал доклад, где представил главные направления регулирования и надзора банковского сектора в период перестройки российской экономики. Реформирование может коснуться обязательных нормативов, валютной части баланса, а также системы страхования вкладов.

Новые стимулы

ЦБ рассматривает введение риск-чувствительного стимулирующего подхода для проектов, которые обеспечат технологический суверенитет России и структурную трансформацию экономики (начало внедрения – 2023–2024 гг.). Размер риска будет зависеть от значимости инициативы. Чем важнее проект, тем меньше будет ограничений. Таксономию ЦБ разработает вместе с правительством.

Но важно дифференцировать стимулы в зависимости от кредитного качества заемщика, чтобы снизить потенциальные издержки от ослабления требований, отмечает ЦБ. Пониженными коэффициентами риска смогут пользоваться только прибыльные банки. Дополнительный потенциал кредитования трансформационных проектов за счет регулирования ЦБ оценивает в 5–10 трлн руб.

Банк России обещает расширить использование национальных рейтингов в регулировании для расчета кредитных рисков, нормативов ликвидности, классификации заемщиков и резервов по факторинговым операциям. В ряде случаев будут требоваться рейтинги сразу от двух агентств.

Уже с 2025 г. ЦБ хочет обязать все системно значимые банки (СЗКО; сейчас их 13) применять подход к оценке на основе внутренних рейтингов (так называемый ПВР-подход). Такой метод позволяет сэкономить капитал и нарастить кредитование. Сейчас в добровольном порядке на новые принципы перешли четыре банка – Сбербанк, Райффайзенбанк, Альфа-банк и ВТБ. До последнего момента одобрение внутренних моделей банка со стороны ЦБ занимало долгое время. К примеру, Альфа-банк ждал этого 2,5 года.

Нормативы и ограничения

Для СЗКО Банк России хочет ввести новый обязательный норматив концентрации риска на одного заемщика или группу – Н30. Он определяет максимально допустимую долю одного крупного заемщика в общих активах банка. Это консолидированная величина, учитывающая не только конкретную компанию, которая претендует на кредит, но и связанных с ней заемщиков в составе портфеля банковской группы.

Н30 станет адаптированной версией базельского large еxposure (LEX). Отличие нового норматива от аналогичных действующих Н21 и Н6 в том, что он будет рассчитываться по сквозному принципу. Например, в сделках репо будет оцениваться отношение предоставленных заемщиков в обеспечение бумаг к уже заложенным. Н30 будет рассчитываться как доля от основного капитала банка, а не совокупного показателя банковской группы.

Уже с 2023–2024 гг. Банк России хочет внедрить в регулирование страновые лимиты концентрации (сейчас они фактически не используются). Это связано с тем, что в перспективе банки все активнее будут наращивать операции в национальных валютах, в особенности дружественных. Но в случае финансового кризиса в какой-либо из стран ее власти могут вводить ограничения на вывод капитала. ЦБ предлагает ввести лимиты, уровень которых будет зависеть от типа и срочности требований, а также суверенных кредитных рисков. К примеру, снизить риск-веса по коротким межбанковским размещениям в «нетоксичных» валютах.

Реформа вкладов

Банк России намерен реформировать систему страхования вкладов. Для участия банков в финансировании трансформационных проектов им потребуются стабильные долгосрочные источники фондирования. Но исторически сектор неохотно привлекал длинные вклады или облигации – короткие ресурсы обходятся дешевле.

ЦБ хочет обеспечить соразмерность расходов банков по уплате взносов в фонд обязательного страхования вкладов (ФОСВ) с принимаемыми рисками. Регулятор не исключает появления инструмента для наказания банков с агрессивной политикой привлечения вкладов.

Для этого Банк России предлагает проработать вопрос снижения лимита возмещения по вкладам в недружественных валютах. Помимо этого он хочет ввести дифференцированную шкалу взносов в зависимости от срочности и вида привлеченного вклада, а также уровня принимаемых рисков. Пониженные ставки отчислений в ФОСВ для долгосрочных вкладов позволят банкам предложить повышенные ставки по таким продуктам – стоимость привлечения снизится.

Для повышения привлекательности долгосрочных пассивов ЦБ хочет проработать концепцию безотзывных вкладов с повышенной страховкой (до 10 млн руб.), а также развивать институт сберегательных сертификатов (они запрещены с 2018 г.). Сберегательные сертификаты до своей отмены не пользовались популярностью – в основном их продавал Сбербанк.

Что думает рынок

Важной задачей должно стать снижение уровня неопределенности в банковской системе, отмечает руководитель департамента внутреннего аудита и управления рисками ФБК Роман Кенигсберг. Но надзор на основе оценки ЦБ качества управления рисками в банках, а также использование комбинаций стимулирующих и запретительных мер могут стать источниками субъективных решений, которые повысят неопределенность, добавляет он.

При первом приближении в докладе нет серьезных ограничительных или запретительных мер, которые могли бы повлиять на какие-то рынки, отмечает председатель комиссии по развитию банковской деятельности ТПП Владимир Эльманин. По его словам, банкам поможет расширенное использование национальных рейтингов для расчета кредитных рисков.

Лишь порядка половины предложенных мер вызваны новыми геополитическими обстоятельствами – остальные только потребовали уточнения или приобрели дополнительную актуальность, обращает внимание директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Иван Уклеин. К ожидаемым мерам он относит переход СЗКО на ПВР и комплексный подход регулятора к снижению рисков в розничном кредитовании.

Процедура перехода банков с универсальной лицензией на финализированный подход к оценке кредитного риска может быть затратной, отмечает директор правового департамента банка «Ренессанс» Сергей Королев. Зато она приведет к созданию единого конкурентного поля и позволит мелким банкам наравне соревноваться с системообразующими за доверие клиентов.

Важный момент – это снижение надбавок по капиталу с наложением ограничений на выплаты дивидендов, считает финансовый директор банка «Хоум кредит» Максим Григорьев: это дает гибкость банкам в своем развитии в зависимости от того, насколько их затронула внешняя турбулентность. Еще одна значимая инициатива, по его мнению, – это дифференцированный подход по взносам в АСВ: у банков снизятся расходы и вырастет операционная прибыльность. Для банков с высокой долей потребительского кредитования (как, например, «Хоум кредит») важными являются новации в розничном кредитовании, говорит финансист: изменение оценки полной стоимости кредита, продление периода охлаждения, регулирование рассрочки и возможность использования внутренних методик расчета предельной долговой нагрузки.

В 2023 г. продолжится процесс консолидации банковского сектора, отмечает директор банковских рейтингов НРА Константин Бородулин. Но если раньше преимущественно под объединение попадали небольшие региональные банки, объясняет он, то сейчас акцент будет смещен в сторону банков монолайнеров (которые занимаются одним направлением бизнеса). Ни одна из мер, перечисленных в проекте нормативной базы, по ожиданиям «Эксперт РА», не повлияет в существенной степени на конкурентные позиции небольших банков, согласен Уклеин. ЦБ стремится устранить избыточную регуляторную нагрузку, но параллельно с этим внедряются новые требования и стандарты.