Дисбаланс в торговле России и Индии не дает рупии стать популярным средством платежа

Властям нужно либо сбалансировать торговлю, либо переключиться на дирхам
Банки Индии ждут, когда у них появится соответствующая партия рублей, чтобы осуществить конверсию, а российские экспортеры выстраиваются в очередь в ожидании / Amit Dave / Reuters

Рост экспорта российской нефти в Индию сформировал в торговле двух стран дисбаланс в пользу России, из-за этого в индийских банках скапливаются рупии, для конверсии которых не хватает рублей. Как рассказали «Ведомостям» банкиры и экономисты, отечественные банки не заинтересованы в накоплении рупий на своих индийских счетах «востро» (счет иностранного банка в банке-резиденте) из-за специфики конвертации валюты, поэтому для расчетов нужно переходить на дирхамы ОАЭ.

Торговый дисбаланс

Импорт в Индию из России за апрель – ноябрь 2022 г. превысил индийский экспорт в Россию в 16 раз и продолжает расти, следует из данных министерства торговли и промышленности Индии. На это повлияло значительное увеличение закупок российской нефти: в декабре 2022 г. Россия экспортировала в Индию 1,2 млн барр. сырой нефти в день – это в 33 раза больше, чем год назад. Кроме того, индийцы увеличили закупки в России удобрений и угля.

Товарооборот между двумя странами, согласно статистике Федеральной таможенной службы, в прошлом году увеличился в 2,4 раза по сравнению с 2021 г. По официальным данным Нью-Дели, импорт из России для этой страны вырос более чем на 400% за апрель – ноябрь по сравнению с годом ранее, а индийский экспорт упал за тот же период на 14%. Известно, что в октябре 2022 г. Россия, по подсчетам компании по отслеживанию танкерных перевозок нефти и газа Vortexа, вышла на 1-е место среди экспортеров нефти в Индию (22% от всего импорта), обогнав Ирак и Саудовскую Аравию.

Проблема конвертации

Известно, что как минимум три российских банка открыли счета «востро» в Индии для торговли в рупиях – Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк. Их представители не ответили на запросы «Ведомостей».

Индийские банки, работающие с российскими, – это чуть ли не единственный канал конверсии рупии в рубли, говорит врио предправления Росэксимбанка (входит в группу Российского экспортного центра) Роман Смагин. Банки Индии ждут, когда у них появится соответствующая партия рублей, чтобы осуществить конверсию, объясняет эксперт, а российские экспортеры выстраиваются в очередь в ожидании. Логично, что, наблюдая такую ситуацию, российские компании теряют интерес к работе с этой валютой, рассуждает Смагин, количество сделок снижается, а рынок становится менее ликвидным.

Купить индийскую валюту можно за пределами страны, говорит эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Валерий Емельянов, но обратная операция возможна только внутри Индии на бирже либо в уполномоченных банках. Это сдерживает спрос на рупию за рубежом, объясняет он. Емельянов допускает, что перекос в торговле двух стран установился на многие годы. Наладить поставки товаров и оборудования из Южной Азии в центральную и северо-западную часть России, где находятся основные рынки сбыта, гораздо сложнее, чем возить нефть танкерами из Новороссийска, отмечает он.

Рупия конвертируется с некоторыми ограничениями, добавляет вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров Артур Леер, в больших объемах конвертация требует разрешения регулирующих органов Индии. Но проблема расчетов с рупией не является масштабной, считает эксперт, а сложности с конверсией нужно воспринимать как фактор, который следует учитывать в работе с этой валютой. Рупия – это не основное расчетное средство, но и не экзотичное, добавляет директор инвестиционно-торгового департамента «Абсолют банка» Сергей Михайлов, на рынке есть банки, которые специализируются на работе с индийской валютой.

Арабская альтернатива

Леер считает, что сбалансировать торговлю с Индией можно за счет наращивания ввоза запчастей, автомобилей, комплектующих и западной техники. С ним соглашается Михайлов. Урегулировать дисбаланс можно как через увеличение экспорта из Индии, так и через сокращение импорта из России, если это потребуется, отмечает он.

Еще один вариант решения проблемы с дисбалансом – более частое использование альтернативной валюты в расчетах. По словам собеседника «Ведомостей» в одной из компаний топливно-энергетического сектора, если индийцы покупают сырье в российских портах, то о платежах в рупиях речь не идет. В таких случаях используются дирхамы ОАЭ и другие валюты. Только если нефть и сырье продаются в самой Индии, за них могут платить рупиями, но это происходит редко, уточнил собеседник.

Вице-президент отдела операций на межбанковском и товарном рынках Альфа-банка Евгений Новоселов поддерживает идею использования валюты третьей страны. По его мнению, юань и гонконгский доллар для расчетов с Индией не подходят, а дирхам является «вполне разумным вариантом». Он довольно жестко привязан к доллару, а власти ОАЭ проявляют себя нейтрально в условиях ограничений, объясняет Новоселов.

Дирхамы и гонконгские доллары лучше юаня и рупии, соглашается главный макроэкономист УК «Ингосстрах-инвестиции» Антон Прокудин, но торговля в них осуществляется только с резидентами ОАЭ и Гонконга. Он считает самым оптимальным вариантом дирхамы, но только в том случае, если банки Эмиратов не испугаются санкций США. С привлекательностью арабской валюты соглашается представитель банка «Зенит». Там фиксируют стабильный спрос на валюту ОАЭ, в то время как к гонконгскому доллар интерес минимальный.

Переход на дирхам ОАЭ и гонконгский доллар логичен с точки зрения индийских импортеров и российских экспортеров, говорит Емельянов, в этой валюте Индия торгует со странами Ближнего Востока. Но это не решает проблему дисбаланса, считает эксперт. Избыток дирхамов тоже может стать проблемой для российских банков, поскольку объемы торговли с Эмиратами еще меньше, чем с Индией, резюмирует он.

Эксперты называют еще один альтернативный вариант использования рупий. Российский клиент может купить на них товары в Индии, инвестировать в ценные бумаги, а также вложить в индийскую экономику, т. е. стать партнером или акционером в компании, объясняет представитель «Зенита». Излишек рупий можно вкладывать в гособлигации Индии или инвестпроекты, соглашается главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. Но он предполагает, что индийские банки могут опасаться вторичных санкций США и поэтому не спешат использовать этот инструмент.

В подготовке статьи участвовали Василий Милькин и Владимир Кулагин