Крах двух американских банков удержит ФРС от повышения ставки

Если кризис и случится, то будет не кредитным, а кризисом ликвидности
В воскресенье, 12 марта, минфин, ФРС и Федеральная комиссия по страхованию вкладов (FDIC) опубликовали совместное заявление о запуске экстренной программы спасения финансовой системы США/ MICHAEL M. SANTIAGO / Getty Images via AFP

13 марта стало черным понедельником для западного финансового рынка: регуляторы пожинают плоды быстрого ужесточения монетарной политики, а инвесторы панически реагируют на банкротство двух американских банков – Signature Bank и Silicon Valley. Крах последнего из которых стал крупнейшим со времен финансового кризиса 2008 г.

Банковский индекс S&P 500 в первые минуты торговой сессии упал на 8,3%, NASDAQ Bank Index – на 12,2%. Спустя несколько часов падение скорректировалось до 5,6 и 7,4% соответственно. Акции Wells Fargo & Co к вечеру по московскому времени теряли более 5%, Bank of America падали на 3,35%, Goldman Sachs – на 2,18%, JPMorgan – на 1,41%.

Но главный удар испытали на себе региональные банки, акции которых теряли от 32 до 75%. Среди них Western Alliance, First Republic Bank, Customers, PacWest, Zions, Bank of Hawaii, Comerica, East West. Из-за резкого падения котировок биржи временно приостанавливали торги суммарно по бумагам более 30 банков.

Падение котировок не обошло и европейские акции финансового сектора: бумаги UniCredit дешевели в течение торгов 13 марта на 9%, Deutsche Bank и Raiffeisen потеряли по 7%, Sabadell –10%, Santander – 8%. Все основные европейские индексы закрылись в минусе: немецкий DAX и французский CAC потеряли больше 3%, британский FTSE 100 снизился на 2,6%, Euro Stoxx – на 3,14%.

Меры властей

В понедельник перед нацией экстренно выступил президент Джо Байден: он заверил американцев в полной безопасности банковской системы США и пообещал более жесткое регулирование. Он отметил, что руководство закрытых SVB и Signature Bank уволят, клиенты этих банков будут защищены и уже 13 марта получат доступ к своим деньгам, а налогоплательщики не понесут потерь из-за банкротства.

В воскресенье, 12 марта, минфин, ФРС и Федеральная комиссия по страхованию вкладов (FDIC) опубликовали совместное заявление о запуске экстренной программы спасения финансовой системы США. Регуляторы заверили, что все вкладчики банков получат компенсацию в полном объеме. При этом власти явно дали понять – они не будут возмещать убытки акционеров банков и некоторых держателей их необеспеченных долгов.

Отдельно был представлен механизм помощи BTFP, который будет предлагать финсектору дешевые кредиты в размере до $25 млрд. Она предусматривает выдачу финансовым институтам кредитов сроком до 1 года, чтобы они могли удовлетворить потребности своих вкладчиков. Кроме того, ФРС смягчит условия по кредитам, которые она выдает банкам напрямую через дисконтное окно (discount window): регулятор будет применять те же льготные условия для широкого набора залоговых инструментов, что и для ценных бумаг, имеющих право на участие в BTFP.

Сам факт выступления Байдена говорит о том, что США вплотную подошли к финансово-экономическому кризису, схожему с событиями 2008 г., отмечает главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев. Учитывая высказанное намерение правительства оказывать помощь клиентам банков и потребителям, а не руководству банков, можно сделать вывод, что Вашингтон не заинтересован в поддержке финансовых учреждений. Поэтому не исключено, подытоживает Васильев, что речь Байдена может только ухудшить положение банковской системы.

В случае перерастания в банковский кризис ситуация может повлиять и на рейтинг Байдена, и на популярность демократов, считает директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта Юрий Рогулев. Политические последствия, если кризис выйдет за пределы США, могут коснуться и союзников США, прежде всего западноевропейских, допускает он.

На пороге кризиса ликвидности

По мнению аналитиков Goldman Sachs, пакет мер по оказанию помощи, объявленный регуляторами 12 марта, не дотягивает до аналогичных шагов, предпринятых во время финансового кризиса 2008 г. Пока эксперты с Уолл-стрит считают развитие сценария 2008 г. маловероятным по нескольким причинам, пишет Bloomberg. Во-первых, в инвестиционном портфеле SVB была большая часть активов, включая казначейские и другие облигации, стоимость которых упала из-за быстрого повышения ставок со стороны ФРС. Во-вторых, крупнейшие банки сейчас лучше капитализированы и более ликвидны, чем в любой другой период за последние полвека, считает Майк Мэйо из Wells Fargo, хотя не исключает усиления рисков у более мелких игроков.

Причиной банкротства банка SVB стало неверное управление портфелем ценных бумаг, который в прошлом году переоценился в негативную сторону, говорит управляющий директор по инвестициям УК ПСБ Андрей Русецкий. Поэтому текущий кризис будет ограничен небольшим количеством игроков американской банковской системы, полагает он. За последние годы в банковской системе США была проведена значительная работа, и достаточность капитала первого уровня была повышена с минимума в 8% до текущих 13,7%, и, кроме того, закредитованность населения заметно ниже, чем во время кризиса 2008 г.

И все же риски начала мирового финансового кризиса существенны, считает управляющий директор «Газпромбанк Private Banking» Егор Сусин. На локальном примере банка Кремниевой долины реализовались проблемы, связанные с повышением ставок. Положительное отличие текущей ситуации от кризиса 2008 г. заключается в том, что последнее десятилетие банки находились под значительно более жестким регуляторным прессом, чем раньше, соответственно, сектор сейчас более устойчив к рискам, поясняет Сусин. Но не стоит забывать, что американская экономика сильно диверсифицирована и в этом отличие от кризиса 2008 г. в худшую сторону, отмечает он: финансовая система последние 15 лет жила в условиях нулевых процентных ставок, а поскольку контроль за капиталом вне банковской сферы меньше, то в период повышения ставок масштабы кризиса могут быть больше, чем в 2008 г.

Это не кредитный кризис, как в 2008 г., а скорее, кризис ликвидности и он может развиваться очень стремительно, добавляет заместитель руководителя департамента инвестиционной аналитики «Тинькофф инвестиций» Андрей Опарин: регуляторам нужно действовать быстро, чтобы не допустить эффекта домино. Если принимаемых сейчас государственных мер окажется недостаточно, то под риском может оказаться вся экономика, как это было в 2008 г., согласен аналитик по международным рынкам акций «БКС мир инвестиций» Игорь Герасимов.

Основной риск сейчас в том, что может закрыться американский межбанковский рынок, т. е. пропадет ликвидность, говорит Русецкий. Но он купируется обязательным раскрытием вложений всех контрагентов банка SVB, чтобы риск-менеджмент всех игроков рынка знал о ситуации у контрагентов.

Перед ФРС трудный выбор

Еще неделю назад большинство инвесторов ждало повышения ставки ФРС на 0,5 п. п. на заседании 22 марта. Но эти ожидания быстро испарились: сейчас, по данным CME FedWatch Tool, 68,6% трейдеров ожидает повышения на 0,25 п. п., а сохранение ставки на прежнем уровне 4,5–4,75% прогнозируют остальные 31,4%. Аналитики Goldman Sachs, которые ранее ожидали роста ставки на 0,25 п. п., теперь также ждут ее сохранения на заседании 22 марта. И хотя банк сохранил прогноз по росту ставки на 0,25 п. п. на каждом из заседаний в мае, июне и июле, перспективы ее повышения стали крайне неопределенными из-за стресса последних дней.

Крах SVB является последствием действий ФРС по сдерживанию инфляции с помощью ее самой агрессивной кампании по повышению ставок за четыре десятилетия, пишет CNBC. За 2022 г. ставка взлетела с 0,25 до 4,75%. Ситуация резко усложняет для регулятора борьбу с инфляцией, пишет издание, так как при длительном сохранении ставок будет оставаться и высокий риск убытков.

Если стресс в финансовой системе будет так быстро развиваться, то регулятор точно повременит и возьмет паузу, говорит Опарин, оценивая вероятность повышения ставки в 50 на 50.

До заседания регулятора осталось чуть больше недели и, если станет понятно, что ситуация не критическая для всего банковского сектора, ставка будет увеличена на 0,25 п. п., считает аналитик ИК «Велес капитал» Елена Кожухова. Русецкий также полагает, что ФРС продолжит повышать ставку, снизив шаг повышения с 0,5 до 0,25 п. п. Не меняют прогноз по повышению ставки ФРС на ближайшем заседании на 0,25 п. п. и в инвестиционном банке «Синара», отмечает старший экономист банка Сергей Коныгин.

Если регуляторам не удастся взять ситуацию под контроль, рынок акций США может упасть более чем на 20%, считает Русецкий, хотя реализации такого сценария он сейчас не ожидает.

В подготовке статьи участвовали Глеб Мишутин и Виктор Марчук