Аналитики дали прогноз по росту кредитования на конец 2023 года

Темпы роста выдач оцениваются от 5 до 25% – в зависимости от развития российской экономики
Максим Стулов / Ведомости

Драйверами кредитования в этом году будут ипотека и кредитование малого и среднего бизнеса (МСБ), говорится в обзоре «Эксперт РА» «Прогноз банковского кредитования на 2023 год: дело за малым». Темпы роста выдач в агентстве оценили от 5 до 25% – в зависимости от развития российской экономики. Аналитики «Эксперт РА» выделяют два сценария: базовый и негативный. Ключевые отличия между ними заключаются в степени санкционного давления, волатильности курсов валют и динамики ВВП.

Прогноз по базовому сценарию

Согласно базовому сценарию, драйвером розничного кредитования в текущем году останется ипотека, так как основную программу с господдержкой продлили до середины 2024 г., подняв ставку до 8%, а условия по другим льготным предложениям расширили, полагают в «Эксперт РА». Но темпы роста замедлятся из-за снижения спроса, ужесточения регулирования в части выдач кредитов с низким первоначальным взносом, а также увеличения норм резервирования по ссудам с низкой процентной ставкой в рамках программ от застройщиков. По итогам 2023 г. объем задолженности по ипотечным кредитам по всему банковскому сектору, согласно прогнозу агентства «Эксперт РА», вырастет на 16% относительно значений 2022 г.

В сегменте потребительских кредитов аналитики ожидают оживления новых выдач по мере реализации отложенного спроса и слабого роста доходов граждан, которые будут вынуждены прибегать к заемным средствам. Но темп роста портфеля в 2023 г. не вернется к значениям двухлетней давности, когда портфель вырос на 19%, и будет находиться на уровне 10%, уверены в «Эксперт РА». Ограничивать объем выдач будут макропруденциальные лимиты по ссудам заемщиков с повышенным уровнем долговой нагрузки. При этом аналитики не исключают введения новых дополнительных регуляторных новаций, например в части ограничения предельных сроков кредитования.

Дефицит новых машин после ухода большинства крупнейших автопроизводителей с российского рынка привел к снижению объемов автопродаж и, как следствие, объема автокредитования. Но по мере выхода на рынок китайских поставщиков, увеличения объемов автомобилей российской сборки, а также налаживания параллельного импорта по итогам 2023 г. «Эксперт РА» ожидает более позитивную динамику выдач. По их оценкам, рост портфеля автокредитов составит 5%.

В корпоративном кредитовании драйвером останется сегмент МСБ – темп его роста замедлится за счет исчерпания эффекта низкой базы прошлых лет до 25% (по итогу 2022 г. рост составил 30%). Этому поспособствует увеличение числа небольших компаний, которые будут осваивать рыночные ниши ушедших с российского рынка крупных иностранных игроков, а также включение в экономические цепочки новых участников для соблюдения санкционных ограничений, полагают аналитики «Эксперт РА».

При этом темпы роста кредитования крупного бизнеса составят не более 5% по итогам 2023 г. Невысокий уровень активности компаний сохранится из-за снижения ожидаемых объемов экспорта в результате закрытия западных рынков сбыта и необходимости поиска новых клиентов в дружественных странах, уверены аналитики «Эксперт РА».

Прогноз по негативному сценарию

В случае реализации негативного сценария развития российской экономики только ипотека и кредитование МСБ смогут показать рост в пределах 5% по итогам 2023 г. за счет государственных программ поддержки.

Объем задолженности по потребительским кредитам будет на уровне конца 2022 г. (12 трлн руб., по данным ЦБ), полагают авторы прогноза. Это произойдет из-за снижения качества заемщиков на фоне падения реально располагаемых доходов населения, что вынудит банки ужесточить критерии андеррайтинга (оценки возможности выполнения обязательств по кредиту).

Падение автосегмента может достигнуть 15% из-за отсутствия прямых поставок автомобилей западных брендов и нарушения налаженных в 2022 г. цепочек поставок машин из дружественных стран, говорится в обзоре «Эксперт РА».

В негативном сценарии также рассматривается остановка инвестиционной активности крупного бизнеса, которая приведет к сжатию сегмента на 7%.

Прогноз банков

В сегменте ипотечного кредитования в 2023 г. произойдет замедление темпов роста до 12–16% на фоне снижения платежеспособного спроса, оценивал в начале марта ЦБ. В потребительском кредитовании, наоборот, регулятор ожидает некоторого ускорения роста до 8–12% из-за смягчения кредитных политик банков.

В 2023 г. общий портфель розничных кредитов на рынке превысит 31 трлн руб. с учетом секьюритизации, а прирост к 2022 г. составит 11%, полагает представитель ВТБ. При этом продажи игроков в сегменте ипотеки могут превысить 5 трлн руб., считает он. По его словам, основными драйверами станут ввод в эксплуатацию новых жилищных комплексов и увеличение интереса заемщиков к вторичному жилью.

По итогам года рост ипотечного портфеля будет около 10–13%, говорит главный аналитик Управления ипотечных продуктов «Росбанк дом» Ирина Бабина. Похожая оценка и у представителя «ФК Открытие», там ждут роста в 15%. Но объем выдач в денежном выражении снизится на 5–8% к показателю 2022 г. из-за ожидаемого повышения ключевой ставки до 8–8,5%, отмечает Бабина.

Объем ипотечного кредитования в 2023 г. может сократиться на 15% и незначительно превысить 4 трлн руб., полагает главный аналитик Совкомбанка Наталья Ващелюк.

Условия сценариев

Базовый прогноз агентства «Эксперт РА» предполагает сохранение санкционного давления с его умеренным расширением в ключевых отраслях экономики, а также отсутствие резких колебаний курса валют и поддержание среднегодового значения рубля на уровне 75 руб./$. ВВП в 2023 г. составит 1,5% (в 2022 г. было 2,3%), а ключевая ставка по итогам года останется на уровне 7,5%. При этом инфляция замедлится до 6,5% против 11,9% в 2022 г., говорится в прогнозе.
В негативном сценарии развития российской экономики аналитики «Эксперт РА» рассматривают возможность дальнейшего обострения геополитической ситуации и существенное усиление санкционного давления. Это отразится на доходах работоспособной части населения, а также вынудит наращивать импорт при закрытии экспортных направлений и приведет к снижению ВВП на 4%, говорится в прогнозе агентства.
Еще аналитики учитывают общемировую рецессию, которая затронет и Россию, снижение цен на углеводороды до $50/барр. и уменьшение объемов их реализации. Все эти факторы приведут к недополучению доходов бюджета и повлияют на ослабление нацвалюты – до 80 руб./$

Рынок потребкредитов в 2023 г. прирастет на 33% к прошлому году, считает представитель «ФК Открытие». Более скромный прогноз у Совкомбанка: объем кредитования может составить около 5,5 трлн руб., увеличившись на 15%, говорит Ващелюк. На потребительское кредитование большое влияние будут оказывать введенные в январе макропруденциальные лимиты, поясняет представитель ВТБ. Но после решения ЦБ РФ об использовании банками модельного подхода в оценке платежеспособности клиентов роль этого фактора может снизиться, добавляет он. Также позитивным фактором может стать сдержанная динамика цен на ряд непродовольственных товаров, запасы которых, по сообщениям отдельных торговых сетей, выросли, говорит Ващелюк.

В кредитовании, по словам предправления банка Германа Грефа, Сбербанк планирует расти вместе с рынком, а возможно, опережать его – розничный портфель банка вырастет на 11–13%, корпоративный прибавит 10–12%, писали «Ведомости» 9 марта.

Рынок автокредитования до сих пор восстанавливается, но государственная программа льгот даст положительный стимул для роста сегмента, полагают банкиры. Если Минпромторг дофинансирует программу, то, скорее всего, рынок прирастет на 30%, превысив объемы 2021 г., считает представитель «ФК Открытие». Без этого сценария прирост рынка составит, скорее всего, 15–20% к уровням 2022 г., добавляет он.

ВТБ ожидает рост продаж автокредитов на 40% до 1 трлн руб. В Совкомбанке оценивают прирост новых кредитов на уровне 20–30%, а объем в 800–900 млрд руб. Поддержать сегмент и обеспечить его рост могут новые бренды из Китая и расширение рынка автомобилей с пробегом (в том числе за счет параллельного импорта), говорит начальник управления продуктовой политики «Росбанк авто» Алексей Бессонов.