ЦБ отказался смягчать требования к резервам под потери от владения недвижимостью

Банки просили регулятора ввести «каникулы» на страхование от убытков до 2024 года
Андрей Гордеев / Ведомости

ЦБ ответил отказом на просьбу банков ввести «каникулы» по формированию резервов на возможные потери в отношении непрофильной недвижимости до конца 2024 г., следует из переписки регулятора с Ассоциацией банков России (АБР). «Ведомости» ознакомились с письмом объединения, подписанным президентом АБР Георгием Лунтовским, а также с ответом первого зампреда Банка России Дмитрия Тулина.

Сейчас банкам необходимо формировать резервы под непрофильную недвижимость через год после того, как она была поставлена на учет. Так, для активов, которые находятся на балансе от года до двух лет, размер резерва составляет не менее 10%, от 2 до 3 лет – не менее 20%, от 3 до 4 – не менее 35%, а от 5 лет и более – не менее 75%. По ряду оснований резерв не требуется: если недвижимость продана «в рынок» – т. е. не передана дочерней компании или паевому фонду, если она находится на учете менее года, если актив «надежно» оценен по справедливой стоимости на отчетную дату.

Жалобы банков и реакция ЦБ

В условиях неопределенности и стагнации рынка коммерческой недвижимости продажа непрофильного актива в рынок представляется «экономически нецелесообразной и может привести к незапланированным убыткам», говорится в письме АБР. В связи с этим банки вынуждены удерживать на своих балансах непрофильную недвижимость.

Банкиры жалуются, что действующие требования к формированию резервов по непрофильным активам давят на капитал, который и без того перегружен: это связано с получением по итогам 2022 г. «околонулевых прибылей, частичной отменой регуляторных послаблений ЦБ, ухудшением кредитного качества заемщиков».

Поэтому, писал Лунтовский, принятие послаблений в виде «резервных каникул» представляется оправданным и могло бы оказать поддержку потенциалу банков по кредитованию. Особенно в АБР отметили, что такое предложение «крайне актуально» для недвижимости на территориях, где введен режим среднего уровня реагирования – Крым, Севастополь, Краснодарский край, Белгородская, Брянская, Воронежская, Курская и Ростовская области.

Требования по формированию резервов направлены как раз на то, чтобы банки не копили непрофильные активы на своих балансах и в конечном итоге улучшали качество капитала, говорится в ответе Тулина. С этой же целью регулирование требует уменьшать капитал на сумму вложений в недвижимость, если она превышает размер источников основного и дополнительного капитала банка.

Более того, обращает внимание Тулин, положения ЦБ по резервам и так предусматривают отсрочку – размер отчислений зависит от срока, в течение которого имущество находится на балансе. Отдельно он обратил внимание на то, что по непрофильным активам, по которым уже сейчас требуется сформировать резервы, риски возникли и реализовались значительно раньше «сложившейся в настоящее время ситуации» (с начала спецоперации прошло чуть больше года. – «Ведомости»).

Тулин также напомнил, что Банк России уже дал послабления по надбавкам к капиталу – с этого года они обнуляются, а в течение пяти лет будут постепенно восстанавливаться до прежних значений. Это должно облегчить банкам признание потерь и создание резервов по активам, в том числе непрофильным, отметил первый зампред. В связи с этим ЦБ счел нецелесообразным введение отдельных послаблений в отношении непрофильных активов.

Перспективы непрофильных активов

В своем письме Тулин упомянул, что сейчас Банк России разрабатывает новые подходы по определению непрофильных активов, так как планирует внедрить для них риск-чувствительный лимит (РЧЛ). Согласно декабрьскому докладу ЦБ, лимит планируется применять к так называемым иммобилизованным активам (ИА) – к ним относятся, например, некотируемые акции, доли участия в капитале, основные средства, непрофильное имущество для продажи. Предполагается, что превышение «нормы» РЧЛ будет вычитаться из регулятивного ­капитала.

До 10% от капитала

является приемлемой концентрацией иммобилизованных активов, По мнению регулятора. Сейчас Суммарно чистые вложения топ-30 банков в такие активы, по оценке ЦБ, превышают 2 трлн руб., или около 20% от капитала

Суммарно чистые вложения топ-30 банков в такие активы, по оценке ЦБ, превышают 2 трлн руб., или около 20% от капитала. При этом ИА покрыты регуляторным капиталом только на 15% от балансовой стоимости, что «негативно влияет на способность банков абсорбировать убытки». По мнению регулятора, приемлемой концентрацией ИА является до 10% от капитала.

Проблема не первой важности

Механизм лимитов ЦБ разработал еще в 2021 г. в первую очередь для тех банков, которые активно строят вокруг себя экосистемы, но применять его будут все универсальные игроки. В 2023 г. ЦБ запланировал провести опрос банков в отношении ИА, калибровки параметров лимита и условий переходного периода. А в 2024–2025 гг. – внедрить новый механизм с поэтапным выходом на целевые параметры лимита в течение нескольких лет.

На 1 января остатки по счетам «недвижимость, временно не используемая в основной деятельности» составляли около 100 млрд руб., или 0,1% всех активов банков, отмечает управляющий директор, руководитель группы рейтингов финансовых институтов АКРА Валерий Пивень. По его мнению, масштабной проблемы непрофильной недвижимости сейчас нет: отрасли удалось избежать серьезного ухудшения качества корпоративного портфеля, что традиционно является одним из основных факторов роста непрофильных активов на балансе банков. Кредитование под залог основных средств обычно затрагивает компании, не относящиеся к голубым фишкам, в том числе МСП. Но, по оценке АКРА, качество портфелей здесь также остается стабильным – «т. е. оснований к значительному росту обращений на взыскание залога пока не видно».

В итоговом обзоре банковского сектора за 2022 г. Банк России обратил внимание на то, что в МСП качество кредитов хуже, чем в других сегментах, несмотря на снижение доли наиболее ­проблемных ссуд IV–V категории качества (к. к., преддефолтная и дефолтная категории). В 2022 г. они заняли 8,2% от всего портфеля (минус 2,7 п. п.). В абсолютных значениях проблемными являются порядка 780 млрд руб. кредитов.