«Ведомости» выяснили детали создания национального криптооператора

Он будет вести реестр криптообменников и экспортеров
Российским майнерам криптовалют обещают выделить и отдельный код ОКВЭД/ Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images

Власти разрабатывают законопроект, который позволит создать национальную криптоплатформу – она будет формировать реестр операторов цифровых валют, следить за соблюдением ими необходимых требований и лицензировать их деятельность, рассказал «Ведомостям» член комитета Госдумы по экономической политике Сергей Алтухов («Единая Россия»). ЦБ допускает использование криптовалюты во внешних расчетах в виде эксперимента, напомнила в очередной раз позицию регулятора председатель ЦБ Эльвира Набиуллина 17 апреля в Госдуме. Этот проект готовится в виде экспериментального правового режима, отметила она.

С помощью такой платформы экспортеры смогут использовать цифровую валюту в трансграничных платежах, отметил Алтухов. Создание условий для оборота цифровых валют снизит зависимость от мировых финансовых активов и приблизит цель цифрового суверенитета, добавил он.

Подразумевается, что в законопроекте будет новый ОКВЭД для майнеров: физлица и юрлица должны получить возможность вести бизнес легально и платить налоги, уточнил Алтухов.

У национального оператора будeт две основные функции, рассказал «Ведомостям» собеседник, знакомый с планами: он будет допускать на платформу участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), у которых есть необходимость в трансграничных расчетах через криптовалюту. Также он будет авторизовывать криптобиржи и криптообменники, которые будут заниматься обменом, покупкой и реализацией криптовалюты для участников ВЭД. Они, в свою очередь, будут создавать ликвидность и поставлять ее для участников ВЭД.

Пока не совсем понятно количество компаний-операторов, которые захотят предоставлять ликвидность, продолжает собеседник, некоторые участники рынка говорят, что криптовалюты, которая майнится в России, хватит для нужд импорта, другие считают, что этих объемов явно недостаточно. По разным оценкам, российские структуры могут создавать от $10 млрд до $50 млрд криптовалюты для ВЭД.

В любом случае, резюмирует собеседник, первоочередной задачей является создание правового поля для майнинга, чтобы большая часть, а в идеале и вся криптовалюта для внешнеэкономических расчетов генерировалась внутри страны. На данном этапе дискуссий рассматривается вариант, что биржа не обязательно должна быть зарегистрирована в российской юрисдикции, говорит собеседник. Сейчас идет этап детальной проработки схемы взаимодействия. Власти хотят убить сразу двух зайцев, поясняет источник: создать условия для работы российских поставщиков криптоликвидности и не противоречить позиции ЦБ о том, что криптовалюта не может использоваться внутри страны.

Управляющий партнер юридической фирмы «Аграновская и партнеры» Мария Аграновская отмечает, что большинство элементов законопроекта рассматриваются уже более трех лет и входили в состав проекта Минфина в феврале 2022 г. Еще тогда Минфин описал свое видение регулирования рынка криптовалют – ведомство предложило создать специальный реестр бирж и обменников (операторов), которые могут осуществлять деятельность, связанную с организацией оборота цифровых валют, а также прописать требования к таким операторам. Но с тех пор никаких подвижек в этом вопросе не было – главным противником криптовалют оказался ЦБ, и только в середине прошлого года он допустил возможность использования их во внешних расчетах, а также легализацию майнинга.

При реализации планов важно обеспечить адекватный правовой режим, сроки появления которого соответствуют потребностям рынка, считает эксперт. Решения проблем трансграничных платежей для участников рынка, о которых говорят власти, нужны были вчера, объясняет она. Если режим для работы криптооператора будет создан по аналогии с режимом операторов ЦФА, есть опасения, что такие пилоты дадут первые результаты реальному рынку только через 1,5–2 года, предупреждает она. 

Регулирование должно соответствовать реалиям рынка и поддерживать конкурентоспособность российских платформ, продолжает Аграновская. Покупка криптовалюты для трансграничных переводов в соседних странах дешевле, чем в России, за счет низких комиссий, объясняет она. Но если власти смогут создать легальный способ покупки криптовалюты для юрлиц с возможностью относить это в расходы, это станет решающим фактором для экспортеров. Регулирование должно легализовать деятельность майнинга и создать как минимум три площадки, обеспечивающие куплю-продажу цифровых валют в России для снижения санкционных рисков и обеспечения конкуренции, добавляет директор по взаимодействию с государственными органами BitRiver Олег Огиенко.

Важно допустить к лицензированию иностранные биржи, чтобы они могли предоставлять стейблкойн USDT (Tether), считает Аграновская, в России эта монета не майнится, но именно она в основном используется для расчетов в мире. Зато в России добывают биткойн, напоминает эксперт, поэтому рассматривать его нужно не как основную криптовалюту для ликвидности, а как возможность купить за него USDT.

Мировой объем майнинга биткойна составляет приблизительно 328 500 монет (около $10 млрд) ежегодно – до следующего халвинга (уменьшение скорости добычи биткойна майнерами раз в четыре года), который будет через год, добавляет зампредседателя комиссии по вопросам майнинговой деятельности и технологии блокчейн Торгово-промышленной палаты и гендиректор EMCD Станислав Акулинкин. На долю России приходится в разы меньше, рассуждает он, поэтому этого объема явно недостаточно для полного обеспечения внешнеторговых операций экспортеров.

Огиенко добавляет, что площадки для совершения операций с криптовалютой вне юрисдикции России уже функционируют, но это не привело к развитию внешнеторговых расчетов в криптовалюте. По его мнению, для этого нужно создать условия для развития операторов промышленного майнинга внутри России.

Применение ОКВЭД, учет расходов и отчетность за покупку криптовалют для оплаты по трансграничным сделкам, по мнению Аграновской, достаточно разъяснить письмами регуляторов без принятия законов. Национальный оператор и другие виды монополий весьма уязвимы для санкций и других внешних воздействий, добавляет Акулинкин. Эффективная инфраструктура трансграничных платежей, по его мнению, должна использовать распределенные реестры в качестве технологической основы, не нарушая принципа децентрализации. Тогда система будет доступной и безопасной, уверен эксперт.