HSBC заметил украинские санкции

Гонконгский банк начал отказывать в транзакциях российским компаниям
JAKUB PORZYCKI / NurPhoto via AFP

На фоне санкций, введенных президентом Украины Владимиром Зеленским, российским IT-компаниям начали отказывать в проведении финансовых транзакций банки других стран. На это «Ведомостям» пожаловался источник в компании из санкционного списка. По его словам, гонконгский банк HSBC отказал компании в проведении оплаты по контракту с зарубежным партнером, ссылаясь именно на решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины, опубликованное в базе данных Dow Jones (крупнейший агрегатор данных о введенных санкциях. – «Ведомости»). Информацию подтвердил собеседник, близкий к поставщику IT-решений.

Один из собеседников добавил, что с аналогичными проблемами в нескольких зарубежных банках столкнулся один из IT-интеграторов и дистрибутор электроники OCS Distribution, который находится в санкционном списке.

Представитель «Крока» от комментариев отказался, а представитель OCS Distribution не ответил на вопросы «Ведомостей».

Помимо того, ограничения Киева отразились и на физлицах, уточнил источник в компании из санкционного списка. В частности, им начали отказывать в открытии счетов в банках Армении и Турции.

Зеленский 15 апреля утвердил решение СНБО о введении санкций против 254 юридических и 438 физических лиц из России и Белоруссии. Из технологических компаний в новом санкционном списке оказались «Яндекс», VK и 1С. Также под ограничения со стороны Киева попали IT-интеграторы «Ланит» и «Крок», IT-дистрибуторы «Марвел-дистрибуция» и OCS Distribution, а также компании в сфере кибербезопасности InfoWatch и Positive Technologies. Меры предусматривают блокирование активов, полное прекращение торговых операций, частичное или полное прекращение транзита ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины, а также запрет на вывод капитала за пределы республики, следует из документов.

Во втором санкционном листе оказались представители IТ-отрасли, в том числе члены совета директоров разработчика ПО «СКБ Контур» Владимир Бублик и Михаил Сродных, президент ГК «Аквариус» Владимир Степанов, а также основатель «Крока» Борис Бобровников. В последнем списке также значатся физические лица, среди которых множество спортсменов, а также дочь министра обороны РФ Ксения Шойгу.

В «Яндексе», VK, «Марвел-дистрибуции» и «Ланите» воздержались от комментариев. Представитель Positive Technologies сказал, что у компании нет бизнеса на Украине, поэтому решение СНБО не влияет на развитие бизнеса компании, ее партнеров или физлиц. В OCS Distribution, 1С не ответили на запрос «Ведомостей».

Санкционные режимы ряда стран, в том числе Украины, с точки зрения Dow Jones, являются маркером рискованной операции, которая не рекомендуется к проведению, объяснил собеседник, близкий к поставщику IT-решений. Этот означает, что при перечислении денег банк может попасть под юридические риски, связанные с введением санкций, добавил он. Из-за того что комплаенс банков работает «на скорость», а многие российские компании не являются топовыми клиентами, которые могут настаивать на более детальном анализе рисков операций, при наличии такого маркера компания получает отказ в платеже, объяснил собеседник «Ведомостей». Кроме того, по его словам, в отношении клиента, который попытался выполнить такую операцию, ряд банков может инициировать KYC-проверку («знай своего клиента»).

Для крупных банков, которые проверяют своих клиентов на предмет санкционных рисков, нет никакой разницы, санкции какого именно государства могут быть наложены на того или иного клиента, добавляет специальный советник по санкционным вопросам коллегии адвокатов Pen & Paper Кира Винокурова. По ее словам, они могут даже не знать этого наверняка, поскольку при проверке обычно опираются на одну из комплаенс-баз, например Dow Jones. Такие базы обычно присваивают статус S (санкции) к попавшим под ограничения компаниям и лицам, не уточняя, какое именно государство их наложило. А поскольку работа с лицами под санкциями является для банков более рискованной, попадание в базы может приводить к прекращению их обслуживания и закрытию счетов, добавила эксперт.

Большинство российских компаний в сфере электроники столкнулись с проблемами финансовой логистики с начала апреля, знает исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники Иван Покровский. По его словам, проблемы вызваны 10-м пакетом санкций ЕС, утвержденным в феврале. Покровский уточнил, что о таких проблемах говорят практически все участники ассоциации.

«Сейчас не такие серьезные проблемы с транспортной логистикой, сколько с финансовой, – сетует он. – Дело в том, что компании для обхода санкции заключают разовые контракты с иностранными поставщиками, в то время как банки требуют подтверждения авторизованной дистрибуции, т. е. документов, подтверждающих долгосрочное сотрудничество, которые компании предоставить не могут».

Украинские санкции, как и в случае с США, объявляются с расчетом на то, что им будут следовать и другие страны, но отличаются с точки зрения ресурсов принуждения, говорит вице-президент Гильдии российских адвокатов Евгений Корчаго. Юридически санкции Украины не имеют экстерриториального характера, действуют исключительно на территории страны и обязанность по их соблюдению возлагается только на граждан Украины и лиц, находящихся на ее территории, заметил эксперт по санкционному праву, старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов. В действительности же влияние украинских санкций куда более значительно и случай гонконгского HSBC очень показателен, добавил он.

Следование украинским санкциям, которые юридически дублируют американские и европейские санкции, объясняется стремлением банков «перестраховаться», считает Корчаго. Кроме того, на решение HSBC могли повлиять напряженные отношения Гонконга и Китая, продолжил юрист: «Это решение могло быть ​​манифестационным, таким образом Гонконг мог противопоставить себя дружественному России Китаю и заявить, что поддерживает западный мир».

В последние месяцы все больше зарубежных банков и брокеров ограничивают свою работу с клиентами, связанными с Россией, добавляет управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. У самого HSBC очень консервативная комплаенс-политика, поэтому для них украинские санкции являются основанием для блокировки операций, добавляет партнер адвокатского бюро NSP и эксперт по международному праву Сергей Гландин. Сейчас все больше разных банков меняют свои комплаенс-политики и учитывают украинские санкции, знает он.

Украинские санкции повышают риски введения санкций со стороны западных юрисдикций, обратил внимание Именнов. Несмотря на то что каждая юрисдикция автономна в вопросах своей политики ограничительных мер, на деле западные санкционные режимы зачастую отличаются тесной координацией. Между ними налажены эффективные механизмы обмена информацией по вопросам санкций против России, например в рамках G7 или альянса стран «Пяти глаз» (США, Британия, Австралия, Новая Зеландия и Канада), добавил эксперт.

Кроме того, закон Украины «О санкциях» от 2014 г. обязывает министра иностранных дел уведомить компетентные органы ЕС, США и других государств о применении санкций, а также поставить перед ними вопрос о введении аналогичных ограничительных мер, заметил Именнов. Так, в текстах санкционных указов Украины есть прямое требование обратиться к иным государствам для введения аналогичных ограничений.

«Активные обсуждения санкционных последствий и приемов работы в новых условиях продолжаются на площадках отраслевых объединений. К сожалению, разделение рынков и санкционные противостояния мешают всем», – отметил Николай Комлев, исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ). Он подчеркнул, что ИТ-бизнес по своей природе интернационален, и российские компании учатся работать в условиях ограничений и даже строят стратегии выхода на новые рынки. Он с сожалением отметил, что это вредное для развития мировой индустрии «противостояние», вероятно, «будет продолжаться».

В подготовке статьи участвовала Наталья Заруцкая