Эксперты оценили льготы ЦБ для кредитования банками трансформации экономики

Слишком жесткие требования могут допустить к таким кредитам только крупнейшие банки
Финансирование проектов технологического суверенитета требует наличия у банков источников долгосрочного фондирования/ Евгений Разумный / Ведомости

ЦБ готов предложить банкам понижающие коэффициенты оценки риска при расчете капитала, если они будут кредитовать проекты для достижения технологического суверенитета России. Об этом на встрече членов Ассоциации российских банков с регулятором рассказал начальник центра стратегического анализа департамента банковского регулирования и аналитики ЦБ Алексей Чаговец.

По расчетам регулятора, экономия может достигать в некоторых случаях до 10% совокупного капитала – на конец 2022 г. его размер составил 13,3 трлн руб. Чаговец считает, что снижение требования к капиталу существенно: от стандартного риск-веса величины кредитного риска банкам можно будет «сбросить» от 10 до 70%. В ЦБ рассчитывают, что в мае проект указания будет окончательно согласован и до конца первого полугодия его отправят на государственную регистрацию в Минюст.

Какие будут льготы

Сейчас стандартное регулирование подразумевает, что при расчете достаточности капитала все активы банк делит на несколько групп риска, к каждой из которых применяется определенный коэффициент. Банки с универсальной лицензией, которые будут участвовать в кредитовании трансформации экономики, при расчете величины кредитного риска получат возможность скорректировать ее на понижающий коэффициент, объяснил Чаговец.

Размер коэффициента будет зависеть от двух параметров: кредитного качества проекта и его значимости на основе критериев правительства. Эти критерии кабмин утвердил 15 апреля, разделив проекты по приоритету на первую и вторую группу. Для определения кредитного качества проект надо будет отнести к одной из групп. Внутри каждой группы будет три категории кредитного качества – базовая, высокая и максимальная. Минимальные понижательные коэффициенты при расчете величины кредитного риска будут у проектов первой группы. В базовой, высокой и максимальной категории они составят 0,7/0,5/0,3x, у проектов во второй группе – 0,9/0,7/0,5x соответственно.

Для того чтобы использовать коэффициенты базовой категории (0,7–0,9x), достаточно будет, чтобы ссуда была отнесена к первой или второй группе, сказал Чаговец. Также кредитоспособность заемщика может оцениваться как достаточная или высокая банками, которые могут это делать на основе внутренних рейтингов: сейчас так называемый продвинутый ПВР-подход используют Сбербанк, Райффайзенбанк и Альфа-банк. Еще подойдет статус проекта фабрики финансирования ВЭБа, уточнил Чаговец.

Для отнесения проекта к высокой и максимальной категориям кредитоспособность заемщиков должна быть подтверждена независимой оценкой. Для высокой (0,5–0,7x) необходим рейтинг уровня по национальной шкале не ниже чем ru.BBB-. Для максимальной (0,3–0,5x) категории потребуются рейтинги от двух агентств не ниже А-.

Жизнеспособность механизма

Ослабление требований для определенных категорий заемщиков в теории может создавать риски, признают в ЦБ и хотят их ограничить. Во-первых, наиболее существенные льготы получат самые надежные проекты, во-вторых, величина совокупной экономии банка будет ограничена лимитом – он будет определяться индивидуально. Его величина будет рассчитываться как отношение наименьшей из двух величин: 5 или 10% от капитала или средняя прибыль за три года, уточнил Чаговец. Ограничитель нужен для того, чтобы банк мог в случае реализации непредвиденных потерь быстро восстановить капитал за счет собственных ресурсов, объяснил он.

Основная специфика проектного финансирования с точки зрения кредитного риска состоит в том, что на старте проекты, как правило, не генерируют денежного потока, говорит управляющий директор по валидации «Эксперт РА» Юрий Беликов, кредиторы должны тщательно анализировать бизнес-планы и прогнозировать будущие поступления. Государство является одним из основных бенефициаров технологических проектов, отмечает Беликов, поэтому для получения низкого кредитного риска по займам для банков хорошо сработали бы госгарантии.

При отсутствии госгарантий реальные риски в проектах могут быть вполне весомы, объясняет Беликов, так как проекты различаются по срокам реализации и окупаемости. Поэтому ему пока сложно с уверенностью говорить, что категориальная оценка риска применительно к ним будет безупречно работать. Позитивные ожидания внушает то, что высокие категории кредитного качества будут основаны в том числе на внешних оценках, которые учитывают множество параметров, обращает внимание Беликов, в том числе учитывающих специфику проектного финансирования.

Но банкиров не устраивает существующий механизм госгарантий. Глава ВТБ Андрей Костин в интервью «Ведомостям» объяснял, что в 2009 г. госгарантии покрывали 50% финансирования для гражданской и 75% для оборонной индустрии. Но сейчас они «силами Минфина» стали отзывными, а ЦБ не признает их в качестве гарантий, в том числе в расчете по капиталу. По словам банкира, в таком виде они утратили смысл. Костин предлагал восстановить гарантии в полной мере, шире использовать гарантии ВЭБа, ввести налоговые стимулы и послабления по капиталу.

Оценивая востребованность кредитования банками проектов технологического суверенитета, необходимо учитывать не только влияние на капитал, но и другие параметры кредита, считает аналитик банковских рейтингов НРА Наталия Богомолова, это объем, ставка, обеспечение и сроки возврата.

Влияние на сектор

Послабления в большей степени рассчитаны на экономию капитала при новых выдачах, объясняет Беликов. Поэтому мгновенного и значимого в масштабах сектора высвобождения капитала сразу же ждать не стоит, но это может стать хорошим стимулом, добавил эксперт.

ЦБ выработал взвешенный подход по стимулированию кредитования наиболее приоритетных направлений экономики, считает зампред правления банка Дом.РФ Максим Грицкевич, это позволит снизить стоимость финансирования. Начальник отдела анализа банковского и финансового рынков Промсвязьбанка Илья Ильин считает новую меру поддержки со стороны ЦБ «значимой». Стимул для кредитования проектов трансформации экономики он считает измеримым. Оценка ЦБ по экономии совокупного капитала банковской системы выглядит реалистичной, говорит Ильин. Он предполагает, что это может создать возможности для дополнительных кредитов для отечественных производителей высокотехнологичного оборудования на 0,5–1 трлн руб.

Применение льготных коэффициентов риска при расчете активов должно вызвать у банков спрос на кредитование проектов технологического суверенитета, считает руководитель департамента внутреннего аудита и управления рисками ФБК Роман Кенигсберг, но основной фактор, определяющий спрос банков на такие кредиты, – это доходность, которую они могут им обеспечить. Учитывая, что основными кредиторами, скорее всего, будут выступать банки с госучастием, рассуждает эксперт, новацию можно рассматривать как альтернативу масштабной докапитализации банков со стороны государства, которая потребовалась бы для поддержки такой программы.

Финансирование проектов технологического суверенитета требует наличия у банков источников долгосрочного фондирования, согласен Беликов. По его мнению, для средних и тем более небольших банков такие источники в дефиците. Поэтому наиболее вероятна концентрация кредитования таких проектов на крупнейших госбанках, резюмирует он. Богомолова также допускает, что финансировать трансформационные истории смогут только прибыльные и крупные игроки либо банки, которые по своему статусу занимаются государственными проектами.