Еще один американский банк может обанкротиться

Клиенты First Republic Bank забрали с депозитов $100 млрд за I квартал
JUSTIN SULLIVAN / Getty Images via AFP

Калифорнийский First Republic Bank может стать четвертым обанкротившимся американским банком за неполные два месяца. На конец марта First Republic занимал 14-е место с активами $212,6 млрд. Его крах может стать крупнейшим со времен финансового кризиса 2008 г. – до последнего момента это место занимал Silicon Valley Bank (SVB) с активами $209 млрд, который обанкротился в начале марта.

Помимо SVB за последние месяцы рухнул занимавший 29-е место ($110,3 млрд) Signature Bank, а перед этим закрылся Silvergate Bank, который специализировался на обслуживании криптовалютного рынка.

После публикации отчетности за I квартал в понедельник, 24 апреля, стоимость акций банка за два дня упала на рекордные 64,5% до $5,69. В среду Нью-Йоркская фондовая биржа приостанавливала торги акциями банка 16 раз. Сейчас компания стоит немногим более $1 млрд, что в 23 раза дешевле, чем в феврале этого года (2 февраля акции банка стоили $147). 27 апреля бумаги банка прибавили почти 10%, добравшись до $6,23.

Банк-зомби

First Republic, основанный в 1985 г., обслуживал богатых людей в 88 отделениях в основном на обоих побережьях. Многие из его депозитов были слишком велики для страховки в Федеральной корпорации страхования депозитов (FDIC). По данным First Republic, по состоянию на 31 марта процент незастрахованных вкладов сократился до 27% от общего объема.

The Economist сравнил First Republic с зомби, который заразился крахом SVB.

Сразу после банкротства Signature и SVB банк First Republic привлек дополнительное финансирование от ФРС США и JPMorgan Chase. Затем 16 марта 11 крупнейших банков США, среди которых Goldman Sachs и Wells Fargo, бросили ему спасательный круг, согласившись разместить в First Republic $30 млрд. «Наши действия отражают доверие к организации, а также тот факт, что региональные, средние и малые банки имеют решающее значение для здоровья и функционирования нашей финансовой системы», – объяснил свое решение консорциум.

Но даже эта помощь не спасла банк от бегства вкладчиков. 24 апреля он опубликовал финансовый отчет за январь – март 2023 г. Кредитор заявил, что в марте потерял более 40% своих депозитов – клиенты сняли со счетов $100 млрд за I квартал. «Мы работаем над реструктуризацией нашего баланса и сокращением наших расходов и краткосрочных займов», – заявил финансовый директор Нил Холланд. Он также объявил о планах радикально снизить расходы: от 20 до 25% работников будут уволены в ближайшие месяцы.

Текущая ситуация в банковском секторе США вызвана последствиями быстрого ужесточения денежно-кредитной политики и снижения венчурной активности. С начала 2022 г. ставка ФРС США взлетела с 0,25% до текущих 4,75%. SVB, считавшийся основным банком Кремниевой долины, скупал ипотечные облигации на сумму более $80 млрд, а основными его клиентами были стартапы. После быстрого роста ставок долговые бумаги стали падать в цене. SVB продал часть подешевевших бумаг и попросил о докапитализации, чем спровоцировал панику как своих, так и чужих вкладчиков американских банков. После этого американские регуляторы остановили работу SVB (11 марта) и Signature Bank (13 марта).

Охваченный паникой

Банкротство SVB кажется исключением, учитывая его уникальные обстоятельства и необычную клиентскую базу, писал в марте Майкл Чембалест из JPMorgan в записке для инвесторов. У банка было очень мало типичных розничных клиентов, рассуждал он, но подчеркивал, что нервозность по поводу некоторых организаций уже присутствует.

Акции First Republic обвалились по двум причинам, говорит управляющий директор по валидации рейтингового агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов. Первая – общая паника банковских клиентов на фоне преувеличения негативного влияния текущей политики ФРС США на всю американскую банковскую систему. Вторая – это безответственные действия топ-менеджеров банка, которые сбросили свои пакеты акций и дали недвусмысленный сигнал рынку, усугубив панику, считает эксперт.

Результаты деятельности First Republic за I квартал были совсем не такими пугающими, какими пытались представить их некоторые СМИ, считает Беликов. Несмотря на отток средств и снижение маржинальности, банк имел приличный запас финансовой прочности и по-прежнему работал в плюс, отмечает он. Несмотря на все проблемы, выручка банка за I квартал упала г/г на 13,4% до $1,2 млрд, чистая прибыль – на 32,9% до $269 млн. Такая отчетность, наоборот, показала, что банк пережил первый рыночный шок и может работать дальше, исполняя свои обязательства, считает эксперт. Но дальнейший успех требовал стабилизации настроений всех акционеров, менеджеров, клиентов и кредиторов. Как выяснилось, ставки на благоразумие на текущем рынке себя не оправдали, иронизирует Беликов.

Именно недоверие вкладчиков к небольшим американским банкам и стало триггером сложившейся с First Republic ситуации, согласна независимый банковский эксперт Ольга Ульянова. Банки агрессивно принимали риски и допустили существенные расхождения в срочности и стоимости активов и пассивов. Финансовые институты пренебрегли классическими правилами управления рисками, сетует эксперт: диверсификация, хеджирование процентных рисков, планирование ликвидности и стресс-тестирование.

Основная причина проблем банка заключается в его бизнес-модели, объясняет руководитель группы рейтингов финансовых институтов АКРА Валерий Пивень. Фондирование банка опирается на относительно концентрированную депозитную базу из состоятельных клиентов, проживающих в ограниченном числе регионов. Это сделало модель банка неустойчивой к влиянию общего негативного фона, возникшего после краха SVB, объясняет эксперт. Краткосрочные пассивы не покрывают долгосрочных активов, как не раз бывало с банками и раньше, но теперь главную роль в проблемах играет не сжатие маржи, а общее недоверие к банкам, добавляет эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Валерий Емельянов. Юрлица с незастрахованными вкладами выводят деньги из всех банков, которые дают повод усомниться в их устойчивости, добавляет он.

Ухудшение положение банка возможно из-за продолжающегося оттока средств на фоне негативных новостей, считает главный аналитик «Открытие инвестиций» Алексей Корнилов. Тем более что на рынке появляются инструменты привлекательнее банковского депозита, добавляет он. Например, компания Apple недавно предложила своим клиентам хорошую ставку по сберегательным счетам в размере 4,15%.

Продать как можно быстрее

О крахе говорить рано, уверен Беликов: финансовое положение банка еще может быть стабилизировано, если прекратится паника кредиторов и инвесторов. Это возможно, например, в случае скорейшей продажи банка, допускает он, скорее всего за бесценок. Но сделка на длинном горизонте могла бы оказаться очень выгодной для нового инвестора, считает Беликов. Объединение с другим крупным и сильным банком могло бы решить проблему, полагает Корнилов, но желающих пойти на такой шаг в банковском секторе может не оказаться. До этого банк для возмещения оттока депозитов вынужден будет брать кредиты по ставке, заметно превышающей стоимость этих вкладов, отмечает он.

Регулятор должен предвосхитить эффект домино и представить общественности четкий алгоритм спасения банков и вкладчиков, полагает Ульянова. Если, конечно, он собирается спасать и тех, и других, добавляет она.

Активы First Republic в основном состоят из портфеля ипотечных кредитов, выданных под низкие ставки, обращает внимание аналитик ФГ «Финам» Игорь Додонов. По его словам, о неминуемом скором крахе пока говорить действительно преждевременно, но стоить ожидать как минимум серьезных убытков в ближайшие кварталы. В таких условиях самостоятельно выжить банку, по мнению Додонова, будет очень сложно и без внешней помощи, в частности со стороны регуляторов, скорее всего будет не обойтись. Потенциальное падение еще одного банка усилит напряженность в банковской системе, считает эксперт, а инвесторы будут продолжать спекулировать на тему того, кто может стать следующей жертвой. Но Додонов верит в то, что регуляторы не допустят масштабного банковского кризиса.