Крах калифорнийских банков привел к зиме на глобальном венчурном рынке

Даже зрелым проектам придется бороться за выживание
Банкротство Silicon Valley Bank – это следствие происходящих процессов/ Dado Ruvic / Reuters

На мировом венчурном рынке наступила зима: серия банкротств американских банков, специализирующихся на обслуживании перспективных стартапов и криптопроектов, фактически заморозила инвестиционную активность, считают опрошенные «Ведомостями» эксперты – в этом тезисе их мнения сошлись. За последние два месяца закрылись уже четыре организации из США, пятой жертвой на прошлой неделе чуть не стал еще один банк, PacWest (16-е место в США по размеру активов, $41,2 млрд) из Калифорнии (в штате находится Кремниевая долина). В начале марта его акции стоили $26,68, но за два месяца на волне паники вкладчиков и публикаций о возможной продаже их цена падала почти до $3, хотя потом котировки и отыграли небольшую часть обвала.

Инвесторы предчувствовали

Снижение оценок компаний, в том числе так называемых необанков, продолжится, уверен основатель аналитической компании Dsight Арсений Даббах. Существенная доля их инвесторов пришла из финансового сектора, напомнил он. По его мнению, многим придется списывать или продавать активы с дисконтом больше 50%, а прибыльные компании, наоборот, будут пользоваться популярностью у инвесторов. Активность останется только на самых ранних стадиях, где риски и оценки не сильно изменились, продолжил эксперт.

Мировой рынок в депрессии, а в венчурной экономике кризис, говорит Даббах. Несмотря на очень низкую стоимость многих стартапов, большинство инвесторов полностью останавливают свою активность, сосредоточившись на поддержке своего портфеля, считает эксперт. Начинается самая острая фаза венчурной зимы, когда большинство зрелых проектов не смогут привлечь финансирование и будут бороться за выживание, замедляя рост, уверен он.

Пессимизм у венчурных инвесторов начался раньше банковского краха, уверен директор «Акселератора ФРИИ» Дмитрий Калаев. Крупнейшие мировые акселераторы YCombinator и Founders Fund больше года назад распространили письма, что наступает венчурная зима, и прогнозировали сложности в привлечении инвестиций, говорит эксперт. Кризис ликвидности банков существенно встряхнул венчурный рынок и заставил переосмыслить необходимость риск-менеджмента в технологических компаниях уже на ранних этапах, добавляет управляющий партнер Sk Capital Станислав Колесниченко. В целом текущее ужесточение монетарной политики ФРС и рост ставок (с 0,25% до текущих 5–5,25%) уже существенно охладили глобальный венчурный рынок. Банкротство Silicon Valley Bank – это следствие происходящих процессов, а не их причина, резюмировал эксперт.

Банковский кризис в марте начал Silvergate Bank, который в основном обслуживал криптосообщество. Он единственный из четырех закрывшихся банков самоликвидировался на фоне банкротства одной из крупнейших криптобирж – FTX. Деятельность остальных банков остановили регуляторы. Сначала они закрыли Silicon Valley Bank, который фокусировался на стартапах. Затем наступила очередь Signature Bank – к февралю 2023 г. 30% его депозитов формировались за счет вкладчиков из криптосектора. JP Morgan 1 мая купил на аукционе First Republic Bank. Несмотря на то что банк специализировался на ипотеке, около 12% его кредитного портфеля ($173 млрд) составляли займы частным фондам.

В понедельник, 1 мая, Bloomberg со ссылкой на источники написало, что PacWest рассматривает ряд стратегических вариантов, включая продажу. После этого стоимость его акций уменьшалась четыре дня подряд и в итоге сократилась до $3,17. Ситуация поменялась после того, как в пятницу менеджмент банка решил пойти на «разумный шаг для ускорения планов по наращиванию капитала» и изменил дивидендную политику, уменьшив выплаты с 25 до 1 цента на акцию. В пятницу стоимость бумаг PacWest стала восстанавливаться и к закрытию фондового рынка в среду выросла до $6,11.

Перспективы Индии

Объемы и количество сделок в 2023 г. будут рекордно низкими как минимум за последние семь лет, продолжает Даббах. По его мнению, активность будет в следующих секторах: электронная коммерция, рынок недвижимости (proptech), устойчивая энергетика, кибербезопасность, здравоохранение, агротех, а также криптопроекты и проекты с GPT. Широкий интерес к стартапам начнет восстанавливаться ближе к концу года, предполагает эксперт.

Объем венчурного фондирования в США продолжит замедляться после слабого I квартала 2023 г., предполагает инвестиционный менеджер Finsight Ventures Константин Дейкало. По его мнению, инвесторы будут поддерживать исключительно сильнейшие стартапы с лучшими метриками, лидирующими позициями на рынке и существенным конкурентным преимуществом. Эксперт видит тренд на андеррайтинг новых сделок с использованием деривативных продуктов (например, варрантов с нулевой ценой) и долговых инструментов (венчурный долг, конвертируемый долг).

В этих условиях Дейкало гораздо больше интересует индийский венчурный рынок. Страна переживает бурный рост экономики и цифровых рынков, объясняет он свой выбор, при прогнозируемом росте со среднегодовым темпом 6% до 2030 г. экономика Индии может достигнуть $7,5 трлн. За последние 10 лет Индия создала крупнейшие государственные IT-проекты, которые лежат в основе цифровизации экономики, объясняет эксперт. Например, индийская система быстрых платежей UPI – крупнейшая в мире по объему платежей ($600 млрд в год к 2026 г.) и позволяет выпускать любые продукты, в том числе аналог кредитных карт.

На Россию внешние события, в том числе и в банковской сфере, сильно не повлияют, уверен Даббах. Во-первых, российский рынок сильнее других упал в 2022 г., во-вторых, инвесторы интересуются уже не столько быстрорастущими стартапами, сколько дивидендными историями. Так что стратегия инвестиций в компании, которые могут давать дивдоходность, будет продолжаться. В экономике достаточно частных денег, которые будут искать ниши импортозамещения, а проекты с позиционированием на глобальные рынки и рост капитализации испытают финансовый голод, резюмировал эксперт. Российским инвесторам сейчас приходится решать совершенно иные проблемы, добавляет Калаев: учиться работать в относительно замкнутой системе и изучать новые, открытые для нас зарубежные рынки.

Инвесторы теперь будут внимательнее относиться к банковским рискам, уверен Калаев, часть переведет свои деньги в топ-3 крупнейших банков, а другие будут дробить средства по разным банкам, диверсифицируя риски.