ЦБ будет сам следить за рисками отмывания доходов в цифровых рублях

Это потребует изменений в 115-ФЗ
Минфин обещает, что обращение цифрового рубля начнется до конца года/ Евгений Разумный / Ведомости

Нарушения антиотмывочного законодательства при обращении цифрового рубля будет отслеживать ЦБ. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель Росфинмониторинга (главное ведомство в сфере противодействия отмыванию преступных доходов).

Изначально планировалось возложить функцию исполнения процедур, предусмотренных 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ПОД/ФТ), на банки. Сейчас антиотмывочный механизм работает именно таким образом: соблюдение требований применительно к фиатной валюте контролируют финансовые организации с помощью собственных систем. Идея распределить ответственность в сфере обращения цифрового рубля аналогичным образом была включена в специальную концепцию ЦБ, которая была опубликована в 2021 г. Но с тех пор видение Банка России по ряду вопросов поменялось.

По большинству концептуальных вопросов реализации антиотмывочных стандартов на платформе цифрового рубля достигнуто взаимопонимание, отметил представитель Росфинмониторинга. По его словам, конкретные предложения, в том числе для включения в законопроект, уже сформулированы.

В соответствии с достигнутыми договоренностями исполнение требований в сфере ПОД/ФТ будет осуществляться непосредственно ЦБ, поскольку договор об открытии счета будет заключаться между участником платформы и ее оператором – Банком России, говорит представитель Росфинмониторинга. Детали и возможные поправки в законодательство прорабатываются совместно с ЦБ, они могут быть внесены в законопроект по регулированию цифрового рубля ко второму чтению, резюмировал он.

Каким будет цифровой рубль

Цифровой рубль – третья форма российской национальной валюты, которая будет эмитироваться Банком России через специально созданную платформу. Открывать кошельки ЦБ планирует и банкам, и клиентам. Банки при этом будут выступать в качестве посредников, открывая кошельки по запросу клиентов и проводя платежи через платформу ЦБ. Детали транзакции финансовым учреждениям будут недоступны. Создание прототипа платформы завершено в декабре 2021 г., а в январе 2022 г. началось ее тестирование банками.
Цифровой рубль будет доступен из мобильного приложения любого банка. Комиссии за перевод цифровой валюты для юрлиц будут на уровне комиссий в Системе быстрых платежей (0,4–0,7%), а для физлиц комиссий не будет. Проценты на остаток цифровых рублей в кошельке начисляться не будут, а лимит на пополнение составит 300 000 руб. в месяц.

Представитель ЦБ, в свою очередь, на просьбу подтвердить сообщение Росфинмониторинга ответил максимально лаконично: «Обсуждение ведется, комментарии преждевременны».

Пилотный проект по тестированию цифрового рубля на реальных операциях должен был быть запущен 1 апреля, но законодательная база для него к тому времени не была подготовлена. Регуляторы отложили старт тестирования до принятия закона. Документ уже прошел первое чтение, поправки ко второму чтению думский комитет по финрынку принимал до 19 мая. Министр финансов Антон Силуанов обещал, что обращение цифрового рубля начнется до конца года.

Разделенная ответственность

Банк России – это на данный момент безальтернативный вариант с точки зрения надзора за соблюдением 115-ФЗ при обращении цифрового рубля, полагает вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. Все счета открывает и ведет ЦБ, он также видит все транзакции на своей платформе – в отличие от банков, которые выступают исключительно в статусе посредников. Бессмысленно перекладывать ответственность за соблюдение мер ПОД/ФТ на промежуточные звенья в лице банков, если ЦБ и так все видно, согласен председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин.

Но регулятор вряд ли сможет сам проводить проверку и идентификацию всех клиентов, решивших открыть цифровые кошельки, сомневается председатель ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов. Поэтому, по его мнению, более вероятно, что ЦБ заключит агентские соглашения с банками и другими организациями (российское законодательство допускает перенос идентификации на агента), которые уже будут проводить идентификацию пользователей. То есть граждане будут приходить в коммерческий банк и приносить все необходимые документы, там все их данные проверят и передадут в ЦБ, где они будут храниться, объяснил Достов.

Если цифровой кошелек можно будет пополнять только с банковских счетов, открытых в российских банках, то ЦБ может положиться на существующую инфраструктуру и сделать исключение в части проведения идентификации, говорит старший юрист юридической фирмы Ingvarr Наталья Анциперова. Для этого нужно будет прямо предусмотреть в законе, что Банк России принимает на обслуживание только тех пользователей, которые уже были ранее идентифицированы кредитными организациями или операторами платежных систем и которым уже открыты банковские счета, поясняет она. По ее словам, в Банке России все равно должна быть своя политика ПОД/ФТ и должностное лицо, отвечающее за выполнение требований законодательства в этой сфере.

Новое подразделение

Установить контроль при проведении операций на самой платформе будет сложно, говорит Анциперова: в соответствии с законодательством о ПОД/ФТ надзору подлежат сами операции, а не пользователи, по­этому Банку России потребуется создать свою инфраструктуру.

Еще один из возможных вариантов, по словам Войлукова, отдать эти функции в Росфинмониторинг. Но у ведомства по-другому построена работа – оно обрабатывает уже отсортированные данные. Поэтому ЦБ придется отсматривать всю информацию, решать, подпадает ли она под действие ПОД/ФТ, и уже потом передавать собранные сведения в Росфинмониторинг для дальнейшего полноценного анализа, отмечает Войлуков.

Сейчас у Банка России нет полномочий осуществлять непосредственный контроль за клиентами для целей ПОД/ФТ, но собирать и обрабатывать такие данные он умеет, так что большой проблемы тут нет, отмечает Емелин. Взаимодействие ЦБ с Росфинмониторингом тоже вполне налажено, добавляет он.

Ранее о том, что для государственных интересов сведения о транзакциях с цифровым рублем, а также об открытии счета цифрового рубля должны поступать в Росфинмониторинг, говорила начальник юридического управления ведомства Ольга Тисен на Петербургском международном юридическом форуме 11 мая.

Юридические вопросы

Для того чтобы Банк России смог самостоятельно осуществлять контроль для целей ПОД/ФТ в рамках антиотмывочного закона в том порядке, который предусмотрен для кредитных и иных финансовых организаций, необходимо внести изменения в 115-ФЗ, согласна Анциперова. Если цифровой рубль будет приравнен по статусу к наличным денежным средствам, обширных изменений не потребуется, добавила она.

Регламент проверки операций с цифровым рублем, скорее всего, будет прописан в специальном законе, считает управляющий партнер юридической фирмы «Аграновская и партнеры» Мария Аграновская. Если писать все с нуля, то придется менять гигантское количество документов, отмечает Достов.

Также для ЦБ может потребоваться отдельное регулирование в части требований к инфраструктуре по соблюдению законодательства о ПОД/ФТ, считает Анциперова. Несомненно, нужны новые регламенты, процедуры и IT-решения, согласна Аграновская.

Если появляются схемы отмывания денег, то ими занимаются в обычном порядке соответствующие органы, в том числе ЦБ, напомнил Достов. При этом возникает небольшая коллизия, которую не понятно как будут решать: в случае с цифровым рублем получается, что Банк России будет контролировать сам себя, отметил он.

Также остается неясным, какие последствия будут применены к ЦБ за невыполнение требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, добавляет Анциперова.