«Сибур» и «Лайтхаус» впервые разместили рублевую ликвидность в ЦФА более чем на 400 млн рублей

Инструмент создаст конкуренцию в сегменте корпоративных краткосрочных займов
Впервые в России «Сибур» в качестве инвестора разместил свободную рублевую ликвидность в цифровые финансовые активы/ Сергей Гунеев / РИА Новости

Нефтегазохимическая компания «Сибур» в финансовой экосистеме «Лайтхаус» впервые в России провела сделку по размещению свободной рублевой ликвидности в цифровые финансовые активы (ЦФА) сроком на 30 дней. Об этом «Ведомостям» рассказал генеральный директор платформы и член координационного совета по вопросам цифровизации Российского союза промышленников и предпринимателей Денис Иорданиди. Представитель «Сибура» подтвердил информацию.

ЦФА в данном случае выступают инструментом межкорпоративного кредитования, который позволяет эмитенту разместить долг в виде ЦФА, а инвестору – с помощью свободной денежной ликвидности купить его с доходностью выше, чем банковский депозит.

«Сибур» в качестве инвестора разместил свыше 400 млн руб. ЦФА выпущены на право денежного требования. Участники сделки не раскрывают эмитента из-за NDA (non-disclosure agreement, соглашение о неразглашении. – «Ведомости»). Также не раскрывается доходность. Но Иорданиди отметил, что она превышает доходность по банковским депозитам.

Ставки депозитов для корпоративных клиентов у Сбербанка составляют 4,8–7,38%, у Альфа-банка – 5,55%–10,47% (максимальная действует в случае размещения более 300 млн руб. на три года), у Промсвязьбанка – 5,7–7,2%. Диапазон ставки депозита может быть широким – от «плюс 0,5 п. п. [к ключевой ставке] до минус 3 п. п.» – в зависимости от конъюнктуры рынка и индивидуальных условий, уточняет вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков.

Как это работает

Новая модель применения ЦФА в корпоративном сегменте нацелена на крупный бизнес, у которого есть свободная рублевая ликвидность, объясняет Иорданиди. То есть денежные средства, которые компании не используют в операционных процессах на данный момент и, как правило, для получения прибыли размещают на «безопасных» банковских депозитах на ограниченное количество времени. В случае с ЦФА инвестор (в данном случае это «Сибур») размещает ликвидность не на банковском депозите, а на цифровой платформе, т. е. покупает долг. Эмитент ЦФА, в свою очередь, занимает средства не в банке и не через облигации, а у надежного инвестора через ЦФА.

Технически сделка проходит следующим образом: эмитент выпускает ЦФА на площадке «Лайтхаус», а авторизованный инвестор видит это предложение в своем личном кабинете. Далее он принимает решение об инвестировании и перечисляет средства, т. е. размещает рублевую ликвидность. Эмитент через установленный заранее срок погашает ЦФА с премией. Эмитент может разместить предложение о выпуске, а период нахождения инвестора может быть любым, говорит Иорданиди: например, в случае с «Сибуром» он составил менее суток.

Привлекательным для инвестора, т. е. компании, которая размещает ликвидность, является то, что выпуск ЦФА осуществляется под более высокий процент доходности, нежели банковский депозит, говорит Иорданиди. Для заемщика выгода заключается в том, что покупка ЦФА, т. е. заем, будет дешевле оборотного кредитования в банке. По его словам, ставка банковского кредита начинается в среднем от 9,5% (ключевая ставка ЦБ плюс примерно 2 п. п.).

Фактически бизнес финансирует собственной ликвидностью друг друга, минуя банк, говорит Иорданиди. В банковской схеме качество заемщика оценивает кредитная организация, в облигационной системе – рейтинговое агентство. В случае с ЦФА инвестор принимает риск на себя и проводит оценку эмитента самостоятельно, объясняет он. Поэтому, по его словам, модели размещения ликвидности через ЦФА применимы только для крупного бизнеса, когда инвестор в публичном доступе может посмотреть на отчетность эмитента, его кредитные рейтинги и новостной фон.

Развитие цифровых финансовых технологий открывает новые возможности для эффективного управления капиталом, сказал представитель «Сибура». По его словам, ЦФА в будущем могут стать инструментом, позволяющим крупным компаниям при необходимости привлекать краткосрочное заимствование без участия банков. Это первый опыт использования ЦФА для компании. Кроме экономической эффективности основная задача бизнеса в сделке, пройдя весь путь от выкупа до погашения, оценить перспективы внедрения ЦФА в финансовые процессы компании.

Востребованный на короткий срок

Инструмент ЦФА по размещению свободной ликвидности теоретически может создать конкуренцию банковскому кредитованию, допускает Войлуков, но только в сегменте краткосрочных займов для ограниченного круга продавцов и покупателей. Заместить банки у него вряд ли получится, так как в качестве барьера выступает несоизмеримая разница в количестве клиентов оператора ЦФА, уверен эксперт. Он обращает внимание, что до появления ЦФА никто не запрещал давать предприятиям займы друг другу и эта практика не заменила банковский кредит.

Сейчас есть инструменты управления ликвидностью, которыми пользуются компании, имеющие значительное количество поставщиков и покупателей, продолжает Войлуков: это происходит в связке с управлением дебиторской и кредиторской задолженностями и, соответственно, с авансированием или отсрочкой. Выгодные ставки для инвестора в данной структуре эксперт объясняет более высоким риском невозврата инвестиций, чем в привычной финансовой архитектуре. Поэтому интерес казначеев к использованию ЦФА для краткосрочного размещения понятен, но говорить о том, что у этого механизма есть перспективы превратиться в новый финансовый инструмент, пока рано, резюмирует эксперт.

В ближайшем будущем ЦФА вряд ли кардинально изменят ландшафт финансового рынка в России, но в среднесрочной перспективе эти инструменты могут стать востребованными в определенных сегментах, рассуждает управляющий директор по рейтингам структурированного финансирования агентства «Эксперт РА» Александра Веролайнен. По ее словам, преимущества ЦФА, связанные с более низкими затратами, высокой скоростью размещения и гибкостью смарт-контрактов, позволяют ожидать более активного применения технологии в области краткосрочного фондирования, в том числе факторинга, и структурных продуктов. Текущие трудности использования ЦФА связаны с низкой ликвидностью этого инструмента ввиду большого количества платформ по выпуску ЦФА, которые не обладают свойством интероперабельности. Кроме того, не решены вопросы единых правил учета таких инструментов на балансах крупных инвесторов (банков, страховых компаний, НПФ), что сильно ограничивает инвесторскую базу, резюмировала Веролайнен.

Сделку вполне возможно провести посредством безналичных расчетов, рассуждает директор центра правового развития Центра стратегических разработок Максим Башкатов, но выбор ЦФА может быть обусловлен тем, что первичному инвестору будет просто перепродать часть или все купленные ЦФА третьей стороне. Также транзакции ЦФА могут сопровождаться дополнительными условиями, имплементированными в смарт-контракты, что также увеличивает их функционал и в целом ускоряет весь процесс взаиморасчетов, добавляет эксперт. Предоставление краткосрочных займов через ЦФА является привлекательным для бизнеса средством в отсутствие на рынке столь же краткосрочных облигаций, говорит Башкатов. Кредитование b2b в отсутствие посредника в лице банка снижает агентские издержки для сторон, но и означает для инвестора возникновение риска в виде вероятной неплатежеспособности эмитента ЦФА, добавляет он.