Страхование складов может вырасти в цене

Тарифы увеличиваются из-за пожаров на складах и ТРЦ в течение прошлого года
Стоимость перестрахования конструктива складов (основные составляющие здания – внешние и внутренние стены, перекрытия, входные двери) будет в 2–4 раза выше текущих тарифов / Андрей Гордеев / Ведомости

Российская национальная перестраховочная компания (РНПК) обновила тарифы и условия перестрахования складских рисков. Новая ценовая политика была представлена крупным страховщикам на совещании 29 июня, рассказали «Ведомостям» несколько близких к его участию собеседников. О проведении встречи известно и начальнику управления андеррайтинга имущества и технических рисков «Росгосстраха» Евгению Карасеву.

Пока изменение политики РНПК коснулось облигаторного страхования складских помещений, следует из документа. По облигатору в перестрахование передается весь портфель заключаемых страховщиком прямых полисов на оговоренных с РНПК условиях – как правило, такие риски передаются пакетом.

В частности, условия касаются лимитов передаваемых в перестрахование рисков и тарифов. С начала года нацкомпания устанавливала ряд исключений, по которым страховщик не может передать ему риски, что повлияло и на условия полисов для конечных клиентов. Например, для складов игроки оговаривали либо не признавали случаи страховыми, если в помещении захламлены эвакуационные выходы или не соблюдались правила хранения товара. Также появились дополнительные «но» в части пожарной безопасности, например наличие автоматической пожарной сигнализации, отсутствие электропроводки, проложенной незащищенным способом, и встроенных в здания трансформаторных подстанций.

Теперь, если страховщика не устраивают «оговорки» РНПК, стоимость перестрахования конструктива складов (основных составляющих здания – внешних и внутренних стен, перекрытий, входных дверей) составит 0,11% от страховой суммы, а товарно-материальных ценностей – 0,23%, говорится в презентации. По оценке собеседника в страховщике, это в 2–4 раза выше текущих тарифов: для конструктивов приблизительный и примерный коэффициент составляет 0,03%, для товаров – 0,06%.

Официально РНПК не направляла участникам рынка уведомлений о новых условиях, уточнил Карасев. Было объявлено рабочее решение, которое может обсуждаться в рамках проверки и корректировки проведенных со стороны РНПК расчетов, поясняет он. Представитель нацкомпании отказался от комментариев.

Новые тарифы для рынка – большой удар, считает источник «Ведомостей» в одной из страховых компаний. Новые ставки заградительные, соглашается другой источник, знакомый с ходом обсуждений. Рассчитать средние тарифы для складских рисков нельзя – на это влияет слишком много факторов, но до всплеска ситуаций с пожарами цены были кратно ниже, поясняет он. Своих клиентов страховщики об изменении тарифной политики пока не уведомляли, говорит собеседник в одном из крупнейших арендаторов складских помещений. Наличие альтернативы для «Росгосстраха» – положительный момент, который может помочь в диалоге с партнерами, возражает Карасев. Тенденция диалога с рынком и предложение дополнительных решений по возникшим вопросам явно положительная, добавляет он.

По итогам 2022 г. убыток РНПК составил до 7 млрд руб., писали «Ведомости». Такой финансовый результат связан с крупными пожарами на складах и ТРЦ в течение прошлого года – а эти риски нацперестраховщик принял от страховщиков. На всех пострадавших объектах фиксировались нарушения норм безопасности, причем часто – по причине мошенничества в адрес страховщиков, объясняла первый вице-президент ассоциации «Опора России» Марина Блудян.

Тарифное ралли

Страховщики с начала года ожидали поднятия тарифов, писали «Ведомости». В конце июня об этом упомянула и президент – председатель правления РНПК Наталья Карпова в интервью «Коммерсанту». Работа начнется с четырех пилотных направлений – складские риски, электроэнергетика, нефтепереработка и авиация, заявила она. Предварительные итоги пересмотра политики нацперестраховщик представит этим летом. «Расчеты могут показать, что в некоторых сегментах страхования тарифы должны быть в несколько раз выше, чем были у западных перестраховщиков, или наоборот», – допускала Карпова. Но РНПК будет понимать причины этих цифр и вести диалог с рынком, резюмировала Карпова.

С начала года РНПК установила ряд дополнительных исключений по страхованию недвижимости, что повлияло и на ужесточение условий по полисам со стороны страховщиков, писали «Ведомости». Тогда стоимость страхования имущества выросла в среднем на 30%, а для некоторых игроков – на 60%.

На 74%

вырос объем взносов, переданных в перестрахование на территории России, говорится в обзоре ЦБ. При этом по итогам I квартала объем переданных в перестрахование премий снизился на 11,3% относительно 2022 г. На это повлияло закрытие доступа к перестраховщикам из недружественных стран, объясняется там же

Несмотря на появление дополнительных оговорок по складским рискам, резкого падения спроса зафиксировано не было, признал Карасев. Поэтому «Росгосстрах» не прогнозирует всплеска интереса к страхованию в складском сегменте – речь скорее о выборе, комфортном для клиента, добавляет он.

Оценить изменение тарифов относительно докризисных нельзя: с одной стороны, возникла монополия продавца, с другой – монополия покупателей (монопсония). В принципиально новых условиях рынку нужно время на выработку новых принципов, считает Карасев.

Ставки в облигаторном перестраховании по итогам 2022 г. в среднем выросли на 10–20%, следует из оценок страховщиков, которых опросил ЦБ для этого аналитического обзора. В безубыточных случаях ставка снижалась в среднем на 5%, в убыточных – росла на 15%. Некоторые отмечали, что продление облигаторных программ в I квартале проходило на условиях предыдущего года. Но при этом страховое покрытие сократилось, что можно расценить как скрытое удорожание на 10–20%, говорится в обзоре.

Представители страховщиков из топ-10 не ответили на запрос.

В подготовке статьи участвовали Маргарита Соболь и Антон Филатов