ЦБ не готов насыщать рынок валютами дружественных стран

Пока Банк России считает правильным помогать управлять ликвидностью только в юанях
Через ассоциацию банки ранее обратились к регулятору с просьбой ввести «всесистемный» инструментарий, который активизировал бы не только юаневый рынок, но и торги другими валютами дружественных стран/ Олег Елков / ТАСС

В ЦБ пока не планируют предоставлять банкам дополнительную ликвидность в мягких валютах, кроме юаня. Позиция регулятора сформулирована в ответе Ксении Юдаевой (бывший первый зампред, с 1 августа перешла на должность советника председателя) на запрос Ассоциации банков России (АБР).

Через ассоциацию банки ранее обратились к регулятору с просьбой ввести «всесистемный» инструментарий, который активизировал бы не только юаневый рынок, но и торги другими валютами дружественных стран. Объемы ликвидности в валютах стран СНГ и дальнего зарубежья, доступные сейчас на рынке как для кредитных, так и для расчетных операций, «крайне сжаты» – это либо не дает возможности вообще проводить их, либо делает неконкурентоспособными из-за высоких конверсионных и транзакционных издержек, пишет АБР. «Широкий разброс вариативности валют не добавляет перспективы активизации валютного рынка по каждой из валют в отдельности», – отмечается в документе ассоциации.

Банки предложили ЦБ два варианта: наполнять национальный рынок ликвидностью в альтернативных валютах через регуляторные валютные свопы или проводить неттинг (один из способов хеджирования валютных рисков) для сужения круга валют, инфраструктуру для которых выстраивает и операции с которыми потенциально может осуществлять каждый банк.

Появление валютных свопов в юанях было обусловлено расширением прямых расчетов в национальных валютах между российскими и китайскими компаниями, растущими объемами операций и их значимостью для функционирования других сегментов финансового рынка, напоминает Юдаева. Это позволяет эффективно ограничивать волатильность китайской валюты, считает она. Потребности в аналогичных инструментах по другим видам валют пока нет, отмечает Юдаева. Но если значимость других сегментов валютного рынка будет увеличиваться, Банк России рассмотрит возможность введения дополнительных способов управления ликвидностью.

В январе ЦБ запустил новый валютный своп по предоставлению банкам юаней в обмен на рубли (делать это в евро или долларах регулятор не может из-за санкций). Эти операции проводятся на короткий срок (один день) и с лимитом 10 млрд в рублевом эквиваленте.

Целью ЦБ было ограничить резкое изменение ставок в случае временно`го разрыва между платежами импортеров и экспортеров в юанях. Работу нового валютного инструмента Банк России оценил положительно – он эффективно ограничил волатильность стоимости юаней. Последний раз банки пользовались инструментом 4 июля, взяв в ЦБ всего 5,2 млн юаней (63,4 млн руб.). Максимальный спрос на китайскую валюту был в конце июня и начале мая – банки заняли на сутки свыше 4,2 млрд юаней.

Не юань

Доля юаня во внешнеторговых операциях постоянно растет – в мае она достигла 25% в экспорте и осталась на уровне 31% в импорте (в апреле 23 и 31% соответственно), следует из данных Банка России. В стоимостном выражении месячная экспортная выручка в китайской валюте выросла с $7,4 млрд до $8,4 млрд, а импортные платежи – с $8 млрд до $8,1 млрд. Наряду с юанем во внешней торговле растет и популярность рубля: в экспорте она достигла 39%, а в импорте превысила 30%. На этом фоне доли «токсичных» доллара и евро в экспорте и импорте сократились в мае 2023 г. до 32 и 34% соответственно. Валюты других дружественных стран в расчетах по внешнеэкономической деятельности пока используются редко (суммарно их использование на апрель составило около 3% всех расчетов).

На биржевом рынке доля юаня выросла в июне до 39,8% от общего объема торгов, в то время как доллара – снизилась до минимального за последние годы значения в 43%.

Помимо юаня в 2022 г. Московская биржа запустила новые валютные пары: армянский драм, киргизский сом, таджикский сомони, южноафриканский ранд, узбекский сум. По некоторым валютам стран – крупных торговых партнеров России в отсутствие торгов запускаются инструменты хеджирования рисков: в апреле стартовали торги расчетными фьючерсами на дирхам ОАЭ и индийскую рупию. Но пока суммарные объемы торгов в остальных мягких валютах едва превышают 1,5%.

В текущих условиях круг альтернативных (в том числе юаню) валют очень узкий, говорит директор офиса рыночных исследований и стратегии Росбанка Евгений Кошелев, де-факто ни одна из них не может предложить ни качественных, ни количественных преимуществ, сопоставимых с юанем. Например, таких, как резервный статус, конвертируемость, использование во внешней торговле. Это ограничивает их востребованность, поясняет эксперт.

Нужны ли системные инструменты

Появление системного инструментария ЦБ может исказить функционирование рынка, говорит Кошелев, например, создать преимущества для отдельных игроков. Поэтому в Росбанке поддерживают вторичный характер вмешательства регулятора в подобных обстоятельствах, резюмирует Кошелев: сперва формирование частного рынка, а уже затем создание регуляторных механизмов его контроля и стабилизации. Пока нет существенных платежных потоков в локальных валютах, введение системного инструментария ничего не даст, подтверждает директор казначейства группы Транскапиталбанка Дамир Шагиев, он используется для балансировки уже существующего рынка. Инструмент для активизации торгов должен быть рыночным, но его появление ограничено как раз «качественными» факторами, отмечает Кошелев: банки не торопятся брать на себя весь риск валютных позиций непопулярных валют.

Но проблема есть. Она в полном отсутствии ликвидности в важных и достаточно популярных валютах, таких как дирхам ОАЭ и индийская рупия, говорит директор департамента управления активами УК «Ингосстрах инвестиции» Артем Майоров. Эти экономики достаточно устойчивы и интересны с точки зрения торговли и инвестирования в валюту (дирхам, например, привязан к доллару), но купить и продать ее для крупного институционального игрока не представляется возможным, объясняет эксперт. Ранее «Ведомости» писали о том, что Мосбиржа столкнулась с проблемой запуска торгов как дирхамом, так и рупией. В случае с первой валютой причина в поиске контрагента, со второй – регулирование Индии, которое ограничивает обращение и расчеты в рупиях за пределами страны.

Проблема если и присутствует, то локального характера, считает главный аналитик Совкомбанка Наталья Ващелюк. Она пока видит риск в том, что доллары и евро все меньше будут использоваться в расчетах за экспорт и в будущем это может привести к проблемам с импортом, оплату которого не всегда удается перевести в «нетоксичные» валюты. Возможно, считает Ващелюк, более актуальным вопросом является разработка инструментов хеджирования по альтернативным валютам (турецкая лира, сом и проч.) из-за их волатильности.

По мнению Ващелюк, есть смысл в содействии со стороны ЦБ развитию ликвидности валютного рынка и разработке производных финансовых инструментов с альтернативными валютами.