Белоруссия изменила механизм расчетов по своим еврооблигациям

Теперь они могут платить в белорусских рублях не только на счет в местном банке
Наталия Федосенко / ТАСС

Власти Белоруссии уточнили механизм расчетов по еврооблигациям: в новой редакции постановления совета министров и центробанка исчезло указание на то, что исполнение обязательств в белорусских рублях возможно только на счет в местном банке. Но исполнять обязательства в белорусских рублях власти страны будут только в отношении тех держателей, которые приобрели бумаги ранее 6 сентября 2022 г., не являются резидентами недружественных Белоруссии государств (России в этом списке нет), а также обеспечат перевод евробондов при их погашении на счет Министерства финансов в депозитарии–нерезиденте. Изменения в постановление были опубликованы сегодня утром на национальном правовом портале Белоруссии.

«Указанный порядок применяется по причине действующих санкционных ограничений, в том числе в отношении национального банка как финансового агента правительства, а также сохраняющейся невозможности западной инфраструктуры обеспечивать доведение выплат до всех владельцев еврооблигаций», – говорится в релизе на сайте белорусского минфина.

Проблемы с получением выплат у держателей белорусских бумаг начались весной 2022 г.: власти страны ссылались на те же санкции и ограничения со стороны клиринговых систем, препятствующие проведению платежей в долларах. Но летом 2022 г. Минск ввел временный порядок выплат: было решено платить в местных рублях по официальному курсу на счета в государственном Беларусбанке. Но даже с таким механизмом большая часть российских инвесторов выплаты не получила.

После внедрения механизма выплат в белорусских рублях вместо долларов новым испытанием для инвесторов стало получение этих денег со спецсчетов в Белоруссии. Для этого кредитор должен был самостоятельно открыть счет в местном банке и затем представить в Беларусбанк пакет документов, подтверждающих основание для перевода туда причитающихся ему денег (выписку со счета депо в своем депозитарии и др.). После этого Беларусбанк по согласованию с минфином осуществляет перевод средств, и обязательства признаются исполненными надлежащим образом.

Помимо выплат в рублях белорусские власти предусмотрели возможность исполнения обязательств по еврооблигациям «на альтернативной основе», но только с согласия владельцев бумаг: путем их выкупа за 30% от номинала или замены на «клонов», размещенных на внутреннем рынке.

Альтернативные способы исполнения обязательств осуществляются через Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг (депозитарий–агент) на основании заявок по формам, которые содержатся в приложении к постановлению совета министров и нацбанка. Эти заявки представляются держателем еврооблигаций в депозитарий–агент или депозитарий–нерезидент с приложением документов, подтверждающих права на еврооблигации и идентифицирующих держателя бумаг (копия удостоверения личности, выписка со счета депо и др.). Держателем еврооблигаций в постановлении признается как владелец бумаг, так и банк–резидент, профучастник–резидент, депозитарий–нерезидент и др.

Эти изменения расширяют доступные для Минфина опции по погашению долга перед держателями бумаг, но не определяют четких сроков для исполнения обязательств и оставляют право выплаты за Минфином, как это было и ранее, говорит юрист фирмы BGP Litigation Дмитрий Дворецкий. Таким образом, нельзя назвать новый процесс существенно упрощенным для самих держателей бумаг, так как российские инвесторы, исполнив действовавшие ранее требования, до сих пор выплат не получили, продолжает Дворецкий.

Также он обращает внимание, что выплата по бумагам допускается только в белорусских рублях, что технически затруднит или сделает невозможным осуществление выплат через банки, у которых нет корреспондентских отношений с белорусской финансовой системой.

Внесенные изменения во многом дублируют подходы российских властей, добавляет юрист. Это и указ президента России №529, устанавливающий правила для выплат в рублях на счета типа Д в пользу резидентов и дружественных нерезидентов по евробондам российских лиц, и президентский указ №430, обязывающий российские юрлица либо платить по связанным с евробондами обязательствам в рублях, либо выпустить замещающие облигации. Но в отличие от российских нормативных актов, в белорусских речь идет только о государственных долговых бумагах, отмечает Дворецкий.

Мосгорсуд 6 сентября прекратил рассмотрение иска российского инвестора Александра Марченкова против белорусского минфина из-за еврооблигаций. Марченков пытался взыскать с минфина Белоруссии около $300 000 номинальной стоимости бондов вместе с купонами. Мосгорсуд прекратил производство по иску Марченкова, сочтя, что данный спор не относится к компетенции российских судов ни по месту нахождения ответчика, ни по месту исполнения им платежных обязательств. Но, как сообщил «Ведомостям» Марченков, он подаст новый иск – на этот раз в Арбитражный суд Москвы, а также опротестует решение Мосгорсуда.