ЦБ разработает новые требования к рейтинговым агентствам

Регулятор хочет сделать агентства прозрачнее, а их услуги – качественнее
Евгений Разумный / Ведомости

Банк России готовит нормативные акты с новыми требованиями к методологии кредитных рейтинговых агентств (КРА), а также к раскрытию ими информации, сообщил «Ведомостям» представитель регулятора. Документы будут конкретизировать требования к описанию подходов к отбору факторов и порядку оценки кредитоспособности объекта рейтинга, которые агентства используют в своей методологии, пояснил представитель ЦБ. Также регулятор уточнит требования к подтверждению третьими сторонами исполнения обязательств рейтингуемого лица и иных обстоятельств, влияющих на его устойчивость.

Помимо этого регулятор планирует установить единый для всех агентств формат проведения проверки качества их методологии и ввести общие требования к раскрытию КРА дефолтности их рейтинговых шкал, рассказывает старший директор, руководитель методологической группы АКРА Сергей Кутенко. Последнее нововведение увеличит информативность рейтингов и обеспечит возможности ЦБ по сопоставлению шкал разных агентств, что положительно скажется на прозрачности рынка, считает Кутенко.

По действующим законам на постоянной основе агентства раскрывают информацию о методологии оценки, процедурах осуществления рейтинговых действий, конфликтах интересов, оказываемых дополнительных услугах и др. Еще часть информации агентства должны раскрывать периодически, например исторические данные о дефолтах рейтингуемых компаний.

В России сейчас аккредитованы четыре отечественных рейтинговых агентства: АКРА, НКР, «Эксперт РА» и НРА. До спецоперации на рынке были «дочки» крупнейших международных агентств – S&P, Moody’s, Fitch, но весной 2022 г. они ушли из России, отозвав все рейтинги.

Сближение агентств

Новые требования к раскрытию информации коснутся планируемых агентствами изменений в методологии, которую они применяют, говорит представитель регулятора. Требования будут обязательными для исполнения, добавляет он. «Это будет способствовать повышению качества рейтинговых услуг и обеспечению прозрачности деятельности рейтинговых агентств», – уверен представитель ЦБ.

ЦБ фактически весь 2023 год проводит консультации с участниками рейтингового рынка по вопросам дополнения регулирования, рассказывает Кутенко из АКРА. Проекты нормативных актов, разрабатываемые регулятором, во многом закрепляют уже существующую практику работы крупных агентств, а также лучшие международные практики, продолжает он. Учитывая это, можно говорить, что стандарты работы всех участников рынка будут сближаться, констатирует Кутенко.

Внедрение единых и конкретизированных требований к рейтинговым методологиям создаст одни правила игры для всех агентств и повысит сопоставимость рейтингов и прозрачность методологий, говорит старший управляющий директор НКР Александр Проклов. Также он надеется, что благодаря уточнениям надзорных требований область применения кредитных рейтингов будет расширяться, как и их важность для инвесторов.

В целом требования как к самим методологиям рейтинговых агентств, так и к процедурам их создания, раскрытия и т. д., сейчас уже достаточно проработанные и детальные, оценивает гендиректор аналитического центра «Бизнесдром» Павел Самиев. Но внесение ряда уточнений было бы полезным, признает он: например, по отбору факторов, влияющих на расчет оценки кредитоспособности, по уточнению некоторых моментов трактовки определений и др. Важно, чтобы усиление требований к агентствам не сделало процесс формирования методологий слишком сложным и длительным – важна оперативность в пересмотре и принятии актуальных методологий и изменений рейтинговых моделей, добавляет Самиев.

Рейтинговый рынок России

За последние два года количество действующих в России кредитных рейтингов выросло более чем на 19% до 1774, пишет ЦБ в обзоре рынка за прошлый год. Клиентами российских агентств на конец 2022 г. являлись 757 организаций, что на 25% выше, чем в 2020 г., и на 5% – чем в 2021 г. Основная доля рейтингуемых организаций приходится на «Эксперт РА» и АКРА – 52 и 36% соответственно, следует из обзора регулятора. Впервые в 2022 г. рейтинг был присвоен 110 рейтингуемым лицам и 132 эмиссиям ценных бумаг. При этом число отозванных рейтингов составило 255, что вызвано в основном погашением бумаг, окончанием действия договоров с агентствами, а также недостаточностью информации о рейтингуемых объектах, пишет ЦБ.

Основной спрос на кредитные рейтинги российских агентств предъявляется нефинансовыми (39%), кредитными (30%) и страховыми (9%) организациями, отмечает ЦБ в материале. На высокие категории рейтинговой шкалы, от ВВВ до ААА (от умеренного до высокого уровня кредитоспособности), приходится 75% рейтингов организаций.

В том же обзоре ЦБ сообщает, что для повышения информированности участников рынка о кредитных рейтингах, присвоенных разными агентствами, планирует в 2024 г. запустить публичный репозиторий (хранилище), который будет содержать информацию обо всех рейтинговых действиях российских агентств.

В августе на портале проектов нормативных правовых актов был опубликован проект ЦБ, расширяющий его полномочия по надзору за рейтинговой деятельностью. Регулятор сможет выдавать агентствам предписания об отзыве или пересмотре кредитных рейтингов, а также о запрете их присвоения. Сейчас проект находится на стадии антикоррупционной экспертизы и еще не вступил в силу. Представитель ЦБ ранее пояснял, что отзыв или пересмотр рейтинга будет применяться, если он был присвоен с нарушением требований законодательства к предотвращению конфликта интересов, работе аналитиков и рейтингового комитета, проверке качества методологии. Запрет на присвоение рейтингов будет применяться в случае неисполнения, нарушения сроков исполнения предписаний ЦБ об устранении нарушений, а также требования об отзыве или пересмотре рейтинга.