Каждый второй водитель такси ездит без специального полиса ОСАГО

Но к концу года доля таксистов с «правильной» страховкой может вырасти до 65–70%
У таксистов частота аварий в среднем в 6 раз выше, чем у обычных водителей, поэтому полисы ОСАГО для них дороже в среднем в 3,7 раза/ Андрей Гордеев / Ведомости

Необходимый для такси специальный полис ОСАГО в августе – сентябре купили порядка 50% водителей, в то время как год назад этот показатель составлял 40%, оценивает представитель Российского союза автостраховщиков (РСА), уточняя, что показатель примерный и рассчитан из оценки, что число автомобилей не изменилось. Всего за три квартала 2023 г. продано 150 800 полисов ОСАГО для такси, что на 23% выше того же периода год назад. Лицензию на перевозки пассажиров имеет около 410 000 водителей, следует из данных публичной автоматизированной информационной системы «Такси» (ПАИС) на 1 июня 2022 г., связаться с ПАИС и получить свежие данные не удалось.

С 1 сентября заработал закон, который обязал водителей указывать цель использования автомобиля как «такси» при оформлении ОСАГО. При отсутствии специального полиса могут аннулировать разрешение водителя на пассажироперевозки. Также закон вводит региональный реестр легковых такси и запрещает работать в этой сфере людям с уголовной судимостью по некоторым статьям, в том числе убийство, насилие, грабеж. Кроме этого таксистов обязали приобретать страховки ответственности перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров. Такие полисы они должны покупать с 1 сентября 2024 г., что позволило поднять в 4 раза размер выплат при авариях такси в случае причинения вреда жизни или здоровью с 500 000 до 2 млн руб.

По предварительным данным РСА, в сентябре заключено 22 600 договоров ОСАГО для такси (+33% г/г), а в августе – 21 700 (+46% г/г). При этом прирост полисов в августе стал максимальным за этот год.

Сервис заказа такси «Максим» не ведет учет водителей, имеющих правильное ОСАГО, заявил его представитель. В отношении таксистов без нужного полиса агрегатор никаких мер не вводит – это обязанность и ответственность перевозчиков, пояснил он. Представитель «Яндекс.Такси» не ответил на запрос «Ведомостей».

В ряде страховщиков после принятия закона спрос на спецполисы ОСАГО вырос кратно. В «РЕСО-гарантии» в августе – сентябре он вырос в 2,36 раза год к году, рассказал вице-президент страховщика Игорь Иванов. В «Росгосстрахе» интерес к таким страховкам в тот же период увеличился в 3 раза год к году, говорит руководитель департамента андеррайтинга моторного страхования Дмитрий Усанов. В «Ренессанс страховании» за сентябрь – август число полисов для такси в портфеле выросло в 2 раза относительно 2022 г., рассказал управляющий директор по автострахованию страховщика Сергей Демидов. Но оценить эту долю относительно общего числа таксистов невозможно из-за сокрытия реальной цели использования машин, добавляет он.

В «Ингосстрахе» спрос на ОСАГО для такси вырос за август – сентябрь на 10% относительно среднего за год, говорит руководитель розничного бизнеса Виталий Княгиничев. К 2022 г. показатель увеличился на 15–20%. Но во многом это связано с сезонностью и низким спросом в летние месяцы, добавляет он. В «Югории» около 1% водителей, купивших полис в этот период, изменили цель использования на «такси», отмечает представитель страховщика.

Полисы ОСАГО для таксистов дороже в среднем в 3,7 раза из-за более высокой частоты аварий: по оценке РСА, она в среднем в 6 раз выше, чем у обычных водителей. Средняя премия ОСАГО за девять месяцев 2023 г. для таксистов составила 26 700 руб., в то время как для обычных водителей – 7400 руб., подсчитали в РСА. Практически каждый таксист попадает хотя бы в одну мелкую аварию в течение года, что ухудшает его условия по страховке. Для водителей с высокой убыточностью, т. е. для тех, кто часто попадает в ДТП, цена полисов может достигать 80 000 руб., говорит источник «Ведомостей» в крупном страховщике.

Из статистики сервиса «Максим» следует, что аварийность самозанятых составляет 0,00007% в годовом объеме от общего количества поездок. Поэтому компания считает, что для этой категории водителей ОСАГО не должно быть дороже обычного. Проблема в том, что при отсутствии такого полиса лицензию водителя на перевозки пассажиров аннулируют, замечает представитель агрегатора.

Сколько стоит ОСАГО для таксиста

Для 35-летнего владельца Hyundai Solaris мощностью 1,9 л. с. и стажем 15 лет при безаварийном вождении в течение 10 лет стоимость ОСАГО будет в 2 раза ниже (3481 руб.), чем для таксиста с аналогичными параметрами (7280 руб.), следует из расчетов «Ведомостей» в онлайн-агрегаторе «РЕСО-гарантии». Но если в течение года таксист с аналогичными параметрами попадал в несколько мелких ДТП, цена его полиса будет составлять от 35 600 до 62 000 руб.
Водители часто скрывали цель использования транспорта – в том числе потому, что для них сфера такси является подработкой, а не основным заработком и иногда доход не покрывает полную стоимость страховки. Стоимость ОСАГО для такси для самозанятого может превышать его среднемесячный доход от такой деятельности, отмечает представитель сервиса заказа такси «Максим». И если для него это не основная деятельность, водитель считает несправедливым переплачивать за специальный полис, добавляет он.

В крупных таксопарках полисы, как правило, и раньше оформлялись правильно, продолжает Демидов. Наибольшую проблему вызывали периодически подрабатывающие в такси водители и небольшие автопарки, сдающие машины в аренду, поясняет он. Повышение доступности полисов также сыграло свою роль – это стало возможным после появления перестраховочного пула в 2022 г., который распределяет убыток от сегментов между всеми страховщиками, добавляет представитель РСА. На конец августа в пул передавалось 78% договоров ОСАГО для такси, следует из данных РСА.

К концу года доля таксистов с правильным ОСАГО может вырасти до 65–70%, оценивает генеральный директор аналитического агентства «Бизнесдром» Павел Самиев. Сокрытие реальных целей использования автомобиля негативно влияет на всех, включая добросовестных водителей такси, для которых растет коэффициент. К тому же постепенно развивается юридическая практика страховщиков по доказательству того, что автомобилисты используют машину для перевозок пассажиров, и это становилось причиной отказа в страховых выплатах, добавляет Самиев.