Страховщики сократили перестрахование через РНПК

Теперь они оставляют больше рисков на собственном удержании
Усложнение условий страхования отражается на клиентах, для которых иногда при повышении цен покупка полисов становится экономически нецелесообразной/ Максим Стулов / Ведомости

Страховые компании стали оставлять больше рисков на собственном удержании, а не передавать их в перестрахование Российской национальной перестраховочной компании (РНПК). Такой тренд замечают в Банке России, рассказал «Ведомостям» зампред Филипп Габуния в кулуарах уральской конференции Национальной ассоциации участников фондового рынка. «<...> Страховые компании начинают использовать собственные емкости на рынке внутри страны», – заявил он. Варианты решения проблемы появляются в том числе за рубежом, добавил он, не уточнив детали. Пока говорить о каких-либо результатах преждевременно, сказал Габуния. «Главная проблема в том, что у нас на рынке один перестраховщик, что сопровождается всеми традиционными для этого сопутствующими издержками. Нет альтернативы и возможности проголосовать ногами и пойти к соседу», – отметил он.

Собственное удержание – сумма, в пределах которой страховая компания оставляет страховые риски на своей ответственности. В ее пределах игрок считает целесообразным возместить возможные убытки за свой счет. Остальную часть суммы игрок размещает в перестрахование, и в случае возникновения убытка риск покроет перестраховочная компания. Самый распространенный на рынке тип перестрахования – пропорциональное. Размер собственного удержания каждый игрок определяет самостоятельно. Как правило, он зависит от портфеля компании и ее капитала. В случае реализации риска его покроют перестраховщики, подписавшие фронтирующий договор со страховщиком, который также отвечает за риск неисполнения обязательств кем-то из перестраховщиков. Чем меньше и неравномернее по размерам страховых сумм портфель игрока, тем меньше рисков он оставит на собственном удержании.

«Согаз» последовательно увеличивает собственное удержание по всем основным линиям бизнеса, подтвердил исполнительный директор по андеррайтингу страховщика Анар Бахшалиев. По некоторым линиям бизнеса так поступили многие компании, включая «Согласие», добавил директор департамента андеррайтинга по корпоративному страхованию организации Алексей Хуторянский. «Согласие» увеличило собственное удержание по имуществу юрлиц и строительно-монтажным рискам более чем в 2 раза, добавил он, не раскрыв абсолютных показателей.

Впрочем, доля РНПК в крупных рисках по-прежнему подавляющая. Обычно на собственном удержании средний страховщик оставляет риски на десятки миллионов рублей, крупный – на сотни миллионов рублей, у наиболее крупных страховщиков он может превысить миллиард, поясняет Хуторянский. Уровень собственного удержания на рынке вырос минимум в 1,5 раза, подтверждает генеральный директор аналитического агентства «Бизнесдром» Павел Самиев. Это укладывается в возможности игроков и их емкостей исходя из наличия капитала. Тарифы РНПК едины для всех страховщиков, поэтому конкуренция за крупного клиента возможна за счет собственного удержания: чем оно выше, тем ниже тариф в перестраховщике и конечная стоимость полиса, поясняет первый заместитель генерального директора «Югории» Андрей Языков. «Югория» формирует его, исходя из размера собственного капитала, но для крупных рисков страховщик наращивает собственное удержание за счет договоров сострахования с другими игроками, продолжает он. Близкий к РНПК источник такой динамики не наблюдает. Представитель РНПК на запрос не ответил.

Но такие изменения не ухудшают возможности для принятия дальнейших рисков, уверен Хуторянский, и не всегда связаны с политикой РНПК. Рост страховщика позволяет большую долю риска оставлять у себя, что отчасти положительно: растет общая емкость страхового рынка. К тому же риск распределяется по рынку, а не полностью аккумулируется в нацперестраховщике, резюмирует он. Ситуация выгодна клиенту и приводит к снижению цен, не сокращая возможность принимать риски, замечает Языков. Еще это повышает качество оценки рисков и ответственности за экономический результат как по каждому договору страхования, так и по страховому портфелю в целом, добавляет Бахшалиев. Тем не менее игроки в конкурентной борьбе могут нарастить собственное удержание сверх разумного лимита, что может привести к потере их финансовой устойчивости, указывает Языков. Банк России усилил подходы к оценке принятых страховщиками рисков, что позволит ему выявить проблемы в начальных стадиях, резюмирует Языков.

Перестраховочная дилемма

До санкций российские страховщики работали в основном с международными перестраховочными компаниями, такими как Swiss Re, Munich Re и Allianz, которые покинули рынок. Тогда основной перестраховочной емкостью для российских страховщиков стала РНПК – в нее рынок стал в обязательном порядке передавать 50% рисков против 10% ранее. Для этого Банк России увеличил капитал своей «дочки» с 71 млрд до 750 млрд руб. Но фактически в перестрахование госмонополисту передавалось до 90% рисков из-за отсутствия других альтернатив, поясняет собеседник в крупном страховщике. Это привело к концентрации риска: убыток страховщиков фактически становился и убытком РНПК.

Из-за крупных пожаров на складах и в ТРЦ убыток нацперестраховщика составил до 7 млрд руб. в 2022 г. Как следствие, монополист стал постепенно ужесточать андеррайтинг и менять тарифы, писали «Ведомости». Ставки в облигаторном перестраховании (по таким договорам страховщик передает «пакетом» весь портфель заключенных с клиентами полисов на оговоренных с РНПК условиях) по итогам прошлого года в среднем выросли на 10–20%, следует из обзора ЦБ. Страховщиков это не устроило: усложнение условий страхования отражается на клиентах, для которых иногда при всех оговорках или повышении цен покупка полисов становится экономически нецелесообразной. В мае ЦБ предложил страховщикам увеличить процент рисков, оставляемых на собственном удержании, либо создать конкурентного страховщика собственными силами.

Рынку по-прежнему нужны альтернативные перестраховочные емкости, указывает Самиев. Рынок ищет новые варианты перестрахования в том числе за рубежом, продолжает он. Но ни Ближний Восток, ни другие страны Азии и Африки не нарастили потенциальную перестраховочную емкость, в то время как недружественные юрисдикции работать с российскими игроками не готовы. Вероятно, собственное удержание для страховщиков будет сохранять текущий высокий уровень, резюмирует он.