Российская экономика избежала кредитного провала на 8 трлн рублей в 2022 году

К этому могли привести санкции, но помешали меры поддержки от ЦБ и правительства
Евгений Разумный / Ведомости

Меры поддержки Банка России и правительства в кризисный 2022 год помогли российской экономике избежать резкого кредитного сжатия – иначе кредитование обвалилось бы на 8 трлн руб., или на 10,4% от объема банковского портфеля по итогам прошлого года. Такую оценку дали экономисты департамента исследований и прогнозирования ЦБ Мария Лымарь и Генрих Пеникас в докладе об эффектах антикризисных мер. Столь существенное кредитное сжатие у российских банков могло привести к непредсказуемым эффектам домино в экономике, пишут они.

Меры ЦБ в прошлом году обеспечили 4,3 трлн руб. дополнительного кредитования, усилия кабинета министров – 2 трлн руб. Еще 1,7 трлн руб. пришлось на синергетический эффект от мер регулятора и правительства, пишут Лымарь и Пеникас. Такой масштаб вызван тем, что принятые решения помогли компенсировать последствия санкций. Банк России и правительство ввели год назад ряд антикризисных мер, включая кредитные каникулы для населения, послабления для банков (изменения уровней нормативов достаточности и др.), программы поддержки кредитования МСП, системообразующих предприятий, новые ипотечные госпрограммы и др.

В 2022 г. портфель кредитов компаниям вырос на 14,3%, или 7,2 трлн руб., и достиг 59,1 трлн руб., писал ЦБ в обзоре банковского сектора по итогам года. Портфель кредитов населению увеличился на 9%, или 2,4 трлн руб., достигнув 27,4 трлн руб. В синергии с программами правительства меры ЦБ поддержали кредитование юрлиц на 4,1 трлн руб., а розничное – на 1,8 трлн руб. Для корпоративного сегмента самыми важными стали меры ЦБ по приостановке валютной переоценки, стабилизации финансового положения заемщиков и роспуску макропруденциальных буферов под кредиты в валюте, пишут экономисты регулятора. Для розничного кредитования мерой первой важности также стали стабилизация финансового положения заемщиков и роспуск макропруденциальных буферов, но уже по потребкредитам и ипотеке

За 10 лет меры поддержки Банка России стали эффективнее, выяснили экономисты ЦБ при сравнении прямого эффекта этих мер в рублях высвобожденного капитала с итогами кредитования благодаря господдержке. Если в 2014 г. на 200 млрд руб. эффекта мер ЦБ на капитал кредитование выросло в 1,7 раза, или на 300 млрд руб., то в прошлом году эффект (6 трлн руб.) был уже в пять раз больше прямого влияния на капитал (1,2 трлн руб.).

Но чтобы меры поддержки были действенны, они должны носить временный характер, предупреждают Лымарь и Пеникас, – иначе ЦБ начнет подменять собой рыночную инициативу, решения и ответственность отдельных участников рынка (банков, заемщиков, вкладчиков). Для избежания этого регулятор поэтапно анонсировал в ноябре 2022 г. и мае 2023 г. завершение применения мер поддержки, инициированных в начале 2022 г.

Кредитное сжатие вызывает самозапускающийся долгосрочный кризис в экономике, снижая совокупный спрос как в краткосрочном периоде (падение розничных продаж), так и в долгосрочном (снижение спроса), говорит управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. В результате сжатия кредита страна попала бы в «санкционную яму» – импортные товары и технологии стали бы недоступны, а заместить их было бы невозможно даже в долгосрочном периоде, так как инвестиции без кредитов невозможны, продолжает Гришунин. Такая ситуация привела бы к хроническому падению ВВП: по итогам 2022 г. он снизился на 2,1%.

Вдобавок замедление экономической активности при одновременном снижении кредитования на пополнение оборотного капитала ведет к резкому ухудшению платежеспособности заемщиков и, как следствие, банкротству финансовых институтов, говорит Гришунин. В результате этого финансовая система страны могла разрушиться. Если бы регулятор в 2022 г. не реализовал системные меры поддержки, буфер свободного капитала у банков был бы существенно меньше, что снизило бы кредитование экономики и граждан, оценивает замгендиректора по рейтинговой деятельности «Эксперт РА» Александр Сараев: период острой фазы кризиса был бы более длительным и болезненным.

Большинство принятых властями мер носило пожарный и краткосрочный характер и сейчас постепенно отменяется. Но есть и системные проблемы, которые необходимо решать, подчеркивает Гришунин. Это, например, улучшение координации и взаимодействия Банка России и правительства, особенно в рамках формирования средне- и долгосрочных стратегий поддержки экономики и обеспечения ее устойчивого роста. Также ЦБ должен найти «золотую середину» между борьбой с инфляцией и стимулированием инвестиционной активности, говорит эксперт, так как меры борьбы с ростом цен, в частности жесткая денежно-кредитная политика, негативно влияют на динамику кредитования.