Британские эксперты оценили траекторию изменений процентных ставок

Лишь один вариант из трех предполагает, что у центробанков все идет как надо
Kim Kyung-Hoon / Reuters

В британском Институте фискальных исследований (IFS) представили три сценария изменения ставок ведущими центробанками в 2023–2024 гг.: мягкий, инфляционный и рецессионный. Каждый из них зависит от того, насколько эффективными окажутся уже принятые регуляторами действия. За последние два года ставки росли рекордными темпами, но пока это не привело к устойчивому замедлению инфляции. Один из сценариев допускает «мягкую посадку» экономики: в нем предполагается, что мер центробанков оказалось достаточно и инфляция приблизится к таргетам уже в следующем году. Во втором сценарии эксперты предполагают, что усилий не хватило и инфляция будет расти дальше. В третьем сценарии допускается, что центробанки переусердствовали с ужесточением денежно-кредитной политики (ДКП).

Первый сценарий «мягкой посадки» предполагает, что текущего ужесточения ДКП было достаточно для борьбы с инфляцией и уже в 2024 г. она в развитых странах достигнет таргета (цель ФРС США и ЕЦБ – 2%). При этом стабильность роста ВВП, который показывали экономики в 2022–2023 гг., сохранится, что позволит регуляторам приступить к снижению ставок уже в следующем году. Эксперты IFS считают, что предпосылки для реализации этого сценария заключаются в стремительном замедлении глобальной инфляции. По данным Haver Analytics и Citi Research, мировой рост цен сократился с 9,3% в октябре 2022 г. до 6% в июне 2023 г. Снизились цены на транспортировку товаров: Baltic Dry Index, который отражает цены на перевозки сухого груза, сократился летом до уровня 1142 – это на 75% меньше максимумов 2022 г. и на 15% меньше средних показателей 2018–2019 гг. Тем не менее эксперты IFS отмечают, что на фоне геополитической нестабильности в мире цены на продовольствие будут оставаться крайне волатильными. Также сохранится инфляционное давление со стороны энергетических рынков во многом из-за нарушения поставок (в том числе из-за разрушения и возможной блокировки российских газопроводов).

Во втором сценарии в IFS допускают, что центробанки действовали слишком несмело, тогда как ужесточать ДКП надо было раньше и сильнее. Если это так, цены вновь могут начать расти, и регуляторам опять придется повышать ставки. На возможность реализации такого сценария указывают рекордно низкие уровни безработицы (особенно в США и Великобритании, где они упали весной до 3,5 и 3,6% соответственно и сейчас находятся в районе 4%) – это усиливает требования по увеличению зарплат работников. Также значительным проинфляционным риском остаются противоречия между бюджетной и ДКП в развитых странах. Высокие объемы ликвидности создают программы финансовой поддержки населения и бизнеса вроде американского закона о снижении инфляции (IRA), который предполагает выделение производствам на территории США поддержки в размере $369 млрд, и европейского NextGenerationEU, по которому на поддержание бизнеса, инфраструктуры и экологических программ до 2026 г. будет направлено более $800 млрд евро. Также значительный поток ликвидности создают процентные платежи, которые центробанки выдают банкам по резервам, они могут составлять до 1% ВВП в развитых экономиках, оценивают эксперты.

В IFS уточняют, что сценарий недостаточно жестких действий финансовых властей наиболее вероятен для американской экономики. Эксперты считают, что инфляция в США не сможет достигнуть таргета до 2025 г. Рост цен в США прекратил падать на отметке 3% в июне, после чего он ускорился до 3,7% к августу, на этом же уровне он оставался в сентябре.

В третьем сценарии эксперты допускают, что ужесточение ДКП за последние два года было слишком стремительным, это может привести к глубокому спаду глобальной экономики, что заставит регуляторов стремительно снижать ставки. На значительную вероятность этого указывает закрепление мирового промышленного индекса PMI в отрицательной зоне с сентября 2022 г. – по данным S&P Global и JPMorgan. Также в пользу чрезмерного ужесточения ДКП эксперты называют сокращение спроса и предложения кредитных средств в Европе и США. «Спрос на кредиты бизнесу и в США, и в еврозоне сокращался самыми быстрыми темпами с 2008–2009 гг., следует по опросам, которые регуляторы проводили среди банков», – сообщают эксперты. Около 29,9% компаний в Германии в сентябре сталкивались с сопротивлением со стороны банков в выдаче кредитов, следует из опроса мюнхенского Института экономических исследований (IFO).

В IFS предполагают, что острее всего сценарий чрезмерного ужесточения может реализоваться в еврозоне, что вынудит ЕЦБ экстренно смягчать риторику. Немецкая экономика показала сокращение ВВП во II квартале этого года на 0,6% в сравнении с апрелем – июнем 2022 г., а в сентябре Бундесбанк сообщал, что, вероятнее всего, падение ВВП Германии продолжится и в III квартале.

Наиболее вероятным, по мнению экспертов IFS, будет снижение ключевых ставок ФРС и ЕЦБ ко II кварталу 2024 г. Они считают, что рост мирового ВВП без учета Китая составит около 1% в следующем году, что «соответствует некоторым определениям глобальной рецессии».

Не так просели

Сценарий «мягкой посадки» представляется наименее вероятным, считает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. За полтора года ФРС повысила ставку с 0,25 до 5,5%, обычно такие масштабные циклы повышения заканчиваются рецессиями в американской и мировой экономике: так было в 2001 г., когда произошел крах доткомов, и в 2008 г. на фоне жилищного кризиса, напоминает он. В связи с этим сценарий недостаточно сильного ужесточения выглядит наиболее вероятным, причем он, очевидно, реализуется из-за того, что конфликт на Ближнем Востоке приведет к скачку цен на нефть – на это центробанки ответят повышением ставок и тем самым подтолкнут мировую экономику к рецессии, ожидает эксперт. Аналогичная ситуация сложилась в мировой экономике в 1970-е гг., добавляет он.

В настоящее время эффект повышения ставок еще не до конца реализовался – как правило, это происходит с лагом, отметила старший преподаватель департамента мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Ксения Бондаренко. По всей видимости, мы сейчас находимся вблизи пика мирового цикла ужесточения ДКП, добавила она. Безусловно, для разных стран инфляционная ситуация остается весьма неоднородной, но для развитых экономик с высокой долговой нагрузкой дальнейшее ужесточение ДКП может создать тяжелый кризис финансовой системы, указывает она. Банковский сектор в них, как правило, держит большие средства в виде гособлигаций, которые падают в стоимости из-за роста ставок, дальнейшее ужесточение может стать большим ударом по банкам, считает эксперт.

В США три последних месяца инфляция в годовом выражении не падает, она либо растет, либо стоит на месте, но все еще на уровнях, далеких от таргета ФРС, отмечает эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Валерий Емельянов. Для уверенной победы регулятора показатель должен упасть еще как минимум на 2 п. п., поэтому мы увидим еще много жесткой риторики и распродаж госбумаг с баланса, уверен он. Ставка при этом вряд ли будет подниматься такими же резкими темпами, добавляет он. На данный момент общий глобальный тренд в сторону ужесточения ДКП не наблюдается, считает эксперт. В целом даже Европа, от которой в IFS ожидают самой болезненной просадки, не так сильно пострадала от роста ставок ЕЦБ: рецессии в еврозоне не наступило, а инфляция отползает, указывает Емельянов.

Инфляция будет замедляться, но не так стремительно, как ожидают эксперты IFS, считает первый заместитель директора ЦСР Борис Копейкин. Ожидания достижения цели в 2% в Европе уже в 2024 г., пусть и во второй его половине, представленные в докладе, кажутся излишне оптимистичными, развитые экономики приблизятся к своим таргетам не ранее 2025 г., считает эксперт. Но снижать ставки они действительно смогут уже в 2024 г., добавляет он.