Зачем маркетплейсы создают собственные МФО

Это позволяет расширить клиентскую базу и заработать больше денег
По мнению экспертов, маркетплейсы, в периметре которых есть и банк, и МФО, могут дополнительно зарабатывать на транзакциях,а также выстраивать хороший кредитный бизнес/ Евгений Разумный и Максим Стулов / Ведомости

Крупные российские маркетплейсы идут в новый сегмент финансового рынка – микрозаймы. Один из крупнейших российских маркетплейсов, Wildberries, зарегистрировал 20 декабря дочернюю микрокредитную компанию ООО «ВБ финанс» (МКК «ВБ финанс»). Уставный капитал составляет 10 млн руб. Новая МКК будет специализироваться на потребительских кредитах, займах промышленности, ссудах под залог недвижимости, кредитах на покупку домов, следует из данных ЕГРЮЛа. Одной из первых услуг будет кредитование продавцов, уточнил представитель площадки, не раскрыв конкретных деталей.

В 2021 г. собственная МКК появилась у маркетплейса Ozon под названием «Озон кредит». Компания выдает микрозаймы бизнесу и гражданам, а также предлагает вторым рассрочку. При этом в правилах выдач кредитов отмечается, что сумма, срок и процентная ставка рассчитываются индивидуально для каждого заемщика.

Также и у Wildberries, и у Ozon есть собственные банки. Чистая прибыль «Вайлдберриз банка» по итогу девяти месяцев 2023 г. составила 63,98 млн руб. Отчетность «Озон банка» за 2023 г. не раскрывалась. По итогам первого полугодия 2023 г. оборот от продаж товаров и услуг маркетплейса Wildberries достиг 1,22 трлн руб., а Ozon – 675,7 млрд руб.

Помимо маркетплейсов интерес к созданию МФО есть и у некоторых банков. В середине октября Альфа-банк учредил вторую собственную микрофинансовую компанию – МФК «Альфа финанс» с уставным капиталом 200 млн руб. Первую дочернюю микрокредитную компанию «А деньги» (уставный капитал – 1,5 млрд руб.) банк создал в декабре 2021 г. МКК «А деньги» предлагает клиентам PDL-займы (займы до зарплаты. – «Ведомости») на сумму не более 30 000 руб. и сроком не более 30 дней.

Собственные МФО были у Сбербанка и ВТБ, но после нескольких лет работы обе компании были закрыты из-за неэффективности.

Открытие маркетплейсами собственных микрофинансовых организаций (МФО) позволяет расширять клиентскую базу и получать больше маржи, считают опрошенные «Ведомостями» эксперты. Во время действия жестких макропруденциальных лимитов (МПЛ) по необеспеченным кредитам для заемщиков с высоким показателем долговой нагрузки (ПДН) такое решение дает пространство для развития бизнеса, отмечают они.

У МФО и банков разные модели работы, разный подход к оценке рисков и критериям по заемщикам, что определяет разные возможности по работе с различной клиентской базой, говорит гендиректор аналитического центра «Бизнесдром» Павел Самиев. Кроме того, у них разные условия по ссудам и ставки, добавляет он. Поэтому маркетплейсы, в периметре группы которых есть и банк, и микрофинансовая организация, могут дополнительно зарабатывать на транзакциях, а также выстраивать хороший кредитный бизнес с высокими комиссионными и процентными доходами, поясняет Самиев.

Основная причина открывать собственные МФО в том, что ограничение предельной стоимости кредита (ПСК; включает все затраты заемщика на его обслуживание, в том числе комиссии и расходы на страховку) не позволяет осуществлять выдачу потребительских займов с баланса банка, говорит директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Иван Уклеин. Не считая временной приостановки, ПСК по POS-кредитам (выдаются в точках продаж. – «Ведомости») ограничен 23% годовых, в то время как один из крупнейших маркетплейсов имеет дочернюю МКК, которая кредитует клиентов по ставкам до 53,5% годовых – точнее, с наценкой за товар 16,9%, отмечает он. При этом банки могут создавать дочерние структуры для сохранения пространства для выполнения МПЛ, добавляет Уклеин.

Банк России ужесточил требования для банков и МФО по необеспеченным кредитам с 1 января 2024 г. Кредитные организации смогут выдавать их клиентам с ПДН от 50 до 80%. Допустимая доля потребкредитов, которые банки смогут выдавать клиентам с относительно высоким показателем долговой нагрузки от 50 до 80%, была снижена с текущих 30 до 25% от квартального объема выдач. Предельный лимит на выдачу кредитных карт той же группе заемщиков сокращается с 20 до 10% выдач. При этом для клиентов с ПДН выше 80% стоит ограничение в 5% по обоим категориям. Для МФО граница отсечения доли потребкредитов в общем квартальном объеме выдач для заемщиков с ПДН от 50 до 80% стоит на уровне 25%, а с ПДН выше 80% – 15%.

Чистая прибыль микрофинансовых организаций за девять месяцев 2023 г. составила до 39 млрд руб. Портфель микрозаймов (сумма задолженности по основному долгу по выданным микрозаймам) на конец III квартала 2023 г. увеличился в квартальной динамике на 6% до 423 млрд руб., включая займы физическим лицам – до 347 млрд руб. (+7% к/к). Это следует из обзора ЦБ основных показателей микрофинансовых институтов. Темпы роста портфеля ускорились соразмерно темпам роста потребительского кредитования в целом. При этом портфель потребительских ссуд банков за тот же период достиг 13,6 трлн руб., отмечает регулятор.

Основной объем займов МФО выдавался в среднесрочном сегменте и по итогу III квартала составил 260 млрд руб. (+5% к/к), из которых на займы PDL (краткосрочные займы «до зарплаты» на сумму до 30 000 руб.) приходилось 34% (кварталом ранее – 35%), на займы IL (среднесрочные ссуды на суммы в пределах 100 000 руб. до шести месяцев) – 51% (кварталом ранее – 41%), на займы POS (в точках продаж) – 4% (кварталом ранее – 14%).

Доля займов, предоставленных заемщикам с ПДН более 80%, в III квартале составила 25% (кварталом ранее – 27%) при значении лимита в 30%.