Эксперты ООН предупредили о рисках для банков СНГ из-за возвращения релокантов

Слишком резкий отток уехавших может спровоцировать кризис ликвидности
Freepik

Переезд россиян на фоне начала СВО и мобилизации поставил банки стран СНГ в зависимость от средств релокантов. К такому выводу пришли эксперты департамента по экономическим и социальным вопросам ООН в докладе «Экономическая ситуация в мире и прогнозы на 2024 г.». Приток людей и капитала оказал резко положительное влияние на банковский сектор Армении, Грузии, Казахстана, Узбекистана и, в меньшей степени, Азербайджана, пишут авторы доклада. Это связано с несколькими факторами – с ростом переводов из России, в том числе зарплат резидентам, с открытием россиянами, не покидавшими страну, новых счетов, поясняют авторы. Банки СНГ смогли оперативно предоставить услуги гражданам России на фоне санкций, подчеркивают в ООН.

Тенденция была особенно заметна в Армении и Грузии, где личные денежные переводы и приток средств оставались высокими на протяжении всего 2023 года. В Грузии доля депозитов нерезидентов выросла до 18,1% в июне 2023 г. по сравнению с 14,5% в мае 2022 г. В Армении эта доля достигла пика в 29,5% в октябре 2022 г. по сравнению с 20,7% в марте 2022 г. В Узбекистане депозиты нерезидентов выросли на 17,5% от общего прироста депозитов в 2022 г., подсчитали авторы доклада.

Валютные депозиты нерезидентов в Киргизии также резко возросли: в июне 2023 г. они выросли вчетверо по сравнению с довоенным уровнем в пересчете на национальную валюту, хотя чистый приток денежных переводов сократился в 2022 г. и оставался незначительным в 2023 г., уточняется в докладе. В Казахстане данные платежного баланса свидетельствуют о резком увеличении валюты и депозитов в качестве обязательств корпораций, принимающих депозиты, при этом приток средств оставался на необычно высоком уровне в начале 2023 г., пишут авторы. Также уход филиалов российских банков с рынков соседних стран усилил концентрацию в банковском секторе, особенно в Казахстане, где, по оценкам ООН, доля этих банков составляла 14%, оценили в организации.

В то же время, если в последние два года из-за релокации россиян и капиталов фиксировалась тенденция к снижению рисков банковского сектора в соседних с Россией странах, сейчас она обратилась вспять, подчеркивают в ООН. Более того, начали появляться существенные дисбалансы между открытием счетов и кредитованием: многие россияне перевели в соседние страны валюту, чему не сопутствовал рост валютных кредитов. Также банки начали сильно зависеть от комиссионных доходов и платежей за конвертацию валюты – например, в Киргизии доля непроцентных доходов в валовом банковском доходе составила в среднем 62% за годичный период (с апреля 2022 по март 2023 г.), обратили внимание авторы доклада. В ООН отмечают, что серьезным риском для банков стран СНГ может стать уход значительной части релокантов при деэскалации украинского конфликта либо их переезд в третьи страны. Это может привести к массовому оттоку депозитных средств, что станет болезненным ударом по финансированию банковских систем. Пока риски остаются управляемыми, но на фоне волатильности валютных курсов ситуация может выйти из-под контроля, резюмируют авторы доклада.

Больше 15% россиян, которые уехали из страны после начала военной спецоперации на Украине, с тех пор вернулись в Россию, сообщала в октябре прошлого года Financial Times со ссылкой на данные Европейского университетского института во Флоренции.

Дополнительный приток средств клиентов в армянскую банковскую систему в 2022 г. составил $3 млрд, оценивал министр экономики республики Ваган Керобян в разговоре с «Ведомостями». Деньги притекли благодаря релокации более 100 000 россиян и 2500 юрлиц с российскими акционерами, уточнял он.

В прошлом году эксперты обратили внимание, что соседние с Россией страны на фоне притока релокантов и капитала начали демонстрировать симптомы так называемой голландской болезни – ситуации, когда укрепление валюты приводит к вытеснению продукции национальных производителей более доступным импортом, писали «Ведомости» в августе 2023 г.

Риск бегства вкладчиков

Вероятность реализации риска массового оттока релокантов незначительна, считает доцент кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Г. В. Плеханова Михаил Гордиенко. Открытые счета используются для оплаты услуг, недоступных банковской системе России, преимущественно отключенной от SWIFT, напоминает он. Главная задача, которая стоит перед банками сейчас, заключается в том, чтобы выстроить дистанционное взаимодействие с клиентами в случае их отъезда – это поможет обеспечить долгосрочное взаимодействие с ними, считает эксперт.

Тем не менее, если это не поможет и массовый отток депозитов станет реальностью, это приведет к росту риска ликвидности, снижению кредитоспособности, а также конкуренции в банковских системах, указывает Гордиенко. Все это может вызвать рост стоимости услуг, потерю доверия к банковской системе со стороны всех клиентов, ухудшение экономической активности в стране, отмечает он.

В качестве возможных мер предосторожности стоит назвать стандартное повышение капитальных требований, диверсификацию валютного портфеля, добавляет эксперт.

К основным отрицательным моментам можно отнести экстенсивность развития банковского сектора этих стран, когда рост капитализации происходит не вследствие улучшений в экономике и улучшения качества управления активами, а вследствие не зависящих от банков обстоятельств, указывает эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Евгений Миронюк. Риски, связанные со столь же внезапным потенциальным оттоком капитала, очевидны и могут быть выявлены только в результате проведения соответствующих стресс-тестов, внезапный отток с депозитов может стать причиной потери ликвидности отдельных банков, уверен он.

В стрессовом сценарии потеря ликвидности отдельных банков СНГ при резком оттоке средств релокантов может спровоцировать кризис доверия к банковской системе этих стран и стать причиной девальвации национальных валют, оценивает Миронюк. Помимо этого значительный рост долларовых депозитов при отсутствии жесткого валютного регулирования повышает волатильность национальных валют, снижает потенциал роста ВВП, заключает эксперт.

Эффекты релокации

В целом релокация привела к общему укреплению финансовых систем стран СНГ при условии сохранения сложившихся внешнеполитических балансов, оценивает Гордиенко. Положительные изменения заключаются в росте объемов капитализации банковских систем, например, за счет увеличения количества и объема депозитов, что обеспечивает более высокую ликвидность и расширяет возможности для локального кредитования, указывает он.

Также выделяется улучшение качества кредитного портфеля, поскольку оставшиеся релоканты имеют более высокий уровень дохода и более низкий кредитный риск по сравнению с местными жителями, что способствует качественному изменению кредитного портфеля и снижению рисков, отмечает эксперт.

Релокация также привела к диверсификации валютных резервов, так как возрастает количество валютных депозитов (хотя и преимущественно долларовых), однако в целом наличие этих резервов положительно влияет на стабильность и устойчивость финансовых организаций, говорит Гордиенко.

Вместе с этим повышается конкурентоспособность банков СНГ, что простимулировало их к внедрению новых услуг, принципов обслуживания для повышения его качества, а также снижения стоимости услуг там, где это было целесообразно, добавляет он.

Наиболее важно общее финансовое укрепление и обновление сервисных процедур, что позволяет финансовым организациям сформировать долгосрочные тренды развития и взаимодействия как с местными клиентами, так и с релокантами, резюмирует Гордиенко. Последние даже при условии возвращения домой не будут торопиться разрывать финансовые связи, будут пользоваться финансовыми инструментами настолько долго, насколько это возможно, считает он.

Дополнительное фондирование за счет привлечения депозитов улучшает прибыльность банковского сектора, указывает Миронюк. Банки переразмещают средства под больший процент в западных юрисдикциях, чего не делают российские граждане напрямую (минуя промежуточные юрисдикции) из-за транзакционных ограничений или высоких транзакционных расходов, поясняет он. Также у банков растут комиссионные и другие непроцентные доходы, в первую очередь за счет оформления других финансовых продуктов, добавляет он.

Главный отрицательный эффект от потоков релокации заключаются в долларизации системы – некоторые депозиты открыты в долларах, а это увеличивает зависимость от конкретной иностранной валюты и усиливает валютный риск, отмечает Гордиенко. В целом при неконтролируемом наращивании долларовых активов повысится чувствительность к международным экономическим изменениям, например решениям ФРС США по ставке и подобным, заключает он.