Верховный суд допустил возможность банкротства иностранной компании в России

Высшая инстанция отправила на пересмотр спор двух кипрских фирм
Евгений Разумный / Ведомости

Верховный суд 29 января отправил на новое рассмотрение дело кипрских компаний АMN Commercial Property Advisors и Westwalk Projects: первая хотела обанкротить вторую, но первая инстанция отказалась запустить процесс о несостоятельности, придя к выводу о неподсудности спора России. Этот вывод поддержали апелляция и кассация, но не высшая инстанция.

Westwalk принадлежала братьям Алексею и Константину Мауергаузам, которые в 2009 г. продали сеть супермаркетов «Патэрсон» за $189 млн X5 Retail Group. В марте 2020 г. братья разделили бизнес на две компании – AMN и Westwalk, соглашение о разделе утвердил Лондонский международный арбитражный суд (LCIA), рассказала «Ведомостям» глава практики банкротства и реструктуризации юридической фирмы Level Legal Services Лидия Солодовникова, представляющая интересы АMN. Но уже в 2022 г. АMN подала в Арбитражный суд Москвы заявление о банкротстве Westwalk, после того как ранее через суд взыскала с нее более 6 млн руб., но Westwalk все равно не платила по долгу.

По соглашению о разделе бизнеса, как следует из банкротного дела, Westwalk передала АMN три здания ТЦ в Московской области. С правом собственности на недвижимость к заявителю перешли все права и обязанности по договорам аренды, заключенным в ТЦ. В частности, Westwalk обязалась передать АMN суммы обеспечительных платежей, внесенных арендаторами, но не сделала этого.

В ходе заседания Верховного суда 29 января представитель АMN настаивал, что закон о банкротстве не делает исключений для иностранных кредиторов должника. Также он высказал мнение, что российские арбитражные суды компетентны рассматривать споры с участием иностранных лиц при наличии у них тесной связи с территорией России. Тесную связь Westwalk истец видит в том, что в течение всего своего существования компания осуществляла деятельность исключительно в России, расчетные счета у нее открыты в этой стране, а все ее кредиторы, кроме АMN, – российские юрлица.

Представитель ответчика, в свою очередь, заявил, что принципиально не возражает против возможности банкротства компании в России, если иной возможности осуществления прав кредиторов не имеется, но в данном случае она есть. По его словам, у АMN не было необходимости обращаться за помощью в российской юрисдикции, если можно было реализовать свои права в судах Кипра. «Подавайте по месту нахождения, Кипр ждет!» – заявил он.

В итоге Верховный суд отменил решения нижестоящих инстанций и направил дело в Арбитражный суд Москвы на новое рассмотрение. На заседании суд озвучил только резолютивную часть решения, мотивировочная будет опубликована на сайте высшей инстанции и в картотеке не ранее чем через 10 рабочих дней.

Суд первой инстанции, разрешая банкротный спор, исходил из следующего. Во-первых, действие закона распространяется только на юрлица, которые могут быть признаны несостоятельными в соответствии с Гражданским кодексом (ГК). Но у должника в России есть только филиал, а они не являются юрлицами в соответствии с ГК. Во-вторых, заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника. В конце 2023 г. в дело в качестве правопреемника ответчика вступила кипрская компания «Пескадоро венчурс», так как Westwalk прекратила деятельность своего российского филиала.

Верховный суд еще ни разу не рассматривал споры о банкротстве иностранных юрлиц, поэтому судебный акт по делу АMN против Westwalk можно назвать знаковым, говорит председатель совета союза арбитражных управляющих «Национальный центр реструктуризации и банкротства» Валерия Герасименко.

Банкротство иностранных юрлиц возможно только в юрисдикции по месту их регистрации, если толковать нормы закона о банкротстве строго, но это не исключает банкротства активов иностранных компаний в России, рассуждает партнер юридической фирмы «Меллинг, Войтишкин и партнеры» Павел Новиков. Для этого суды выработали устойчивые критерии, добавляет он и перечисляет: должник не ведет деятельность в стране регистрации, у него есть тесная связь с Россией, а долг подтвержден решением суда.

Именно такого подхода придерживались нижестоящие суды – до сих пор только они давали оценку возможности трансграничного банкротства в России, отмечает руководитель практики реструктуризации и банкротства ООО «Юр-проект» Виктор Панченко. Подобные иски поступают в российские суды, начиная с 2022 г., всего их было шесть, а первым стало дело о признании банкротом компании Pandora Consulting, зарегистрированной на Сент-Китс и Невис, рассказывает Панченко.

Нижестоящие суды недостаточно полно оценили обстоятельства, указывающие на наличие тесной правовой связи должника с Россией, поэтому дело АMN против Westwalk было передано в высшую инстанцию, говорит старший юрист компании «Асто консалтинг» Дмитрий Авдеев.

Новиков смотрит на это дело шире: прямо сейчас в России есть потребность в наличии прозрачного и понятного для нижестоящих судов ответа на вопрос о возможности проведения трансграничного банкротства. Скорее всего, теперь суд первой инстанции пересмотрит решение по делу АMN против Westwalk на противоположное, ожидает адвокат.