ЦБ попросил банки не рассказывать публично о своих международных партнерах

Это необходимо для снижения санкционных рисков, пояснил регулятор
ЦБ попросил банки не распространяться в СМИ о своих зарубежных контрагентах/ Андрей Гордеев / Ведомости

Центробанк указал банкам, что им не следует распространять в публичном пространстве, СМИ и рекламе информацию о взаимодействии с иностранными партнерами и механизмах международных расчетов. Такое письмо за подписью зампреда Ольги Поляковой ЦБ направил в банки 27 февраля (есть у «Ведомостей»), его получение подтвердили две кредитные организации из топ-30 и один небольшой частный банк.

«Обращаем внимание на необходимость обеспечения конфиденциальности и нераспространения в открытых источниках, рекламных материалах и СМИ чувствительной информации о взаимодействии с иностранными партнерами и механизмах международных расчетов», – говорится в документе. Из него следует, что ограничения необходимы для минимизации санкционных рисков для самих кредитных организаций и их банков-корреспондентов.

Также ЦБ рекомендовал банкам предупредить своих клиентов – участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) «не допускать публичное распространение информации» об иностранных контрагентах, с которыми они сотрудничают. Регулятор оставляет за банками право определять оптимальные форматы и каналы информирования своих клиентов о возможностях международных расчетов, но обращает внимание на необходимость соблюдать осторожность и не раскрывать сведения неограниченному кругу лиц, говорится в письме.

Представитель Банка России не ответил на запрос «Ведомостей». Представители крупнейших российских банков официально информацию не прокомментировали.

После начала спецоперации и санкций против российской финансовой системы крупные банки (Сбербанк, ВТБ) лишились возможности продолжать бизнес в западных странах и начали перестраивать его в сторону дружественных государств.

К раскрытию этой информации банки и регулятор стали относиться чувствительнее на фоне риска вторичных санкций для контрагентов или банков-корреспондентов. Из публичного поля стала пропадать информация по странам, которые продолжили сотрудничество с Россией на платежном рынке. С сайта платежной системы «Мир» убрали перечень государств, в которых можно расплачиваться российскими картами. Единственным источником информации по этой теме (например, о сотрудничестве с Кубой и Венесуэлой) стали заявления представителей властей, регуляторов либо банков. ЦБ на своем сайте больше не раскрывает развернутые отчеты с разрезом по странам о том, куда и в каком объеме россияне отправляют средства, а также откуда и сколько их получают. Перестали публиковаться на сайте регулятора и данные банков о кредитах, которые они выдали резидентам России и других государств. 

Усиление санкционного давления

Президент США Джо Байден 22 декабря подписал указ, которым местному минфину предоставляются полномочия в упрощенном порядке наказывать банки, нарушающие санкции против России. Таким образом, у США появится возможность запретить продукцию, происходящую из России, но обработанную в третьих странах. 
Почти сразу после этого турецкие банки ужесточили политику по отношению к российским клиентам – некоторые финансовые организации начали закрывать компаниям счета и повысили требования к физлицам, собирающимся завести карточку, писали «Ведомости». Такие же меры принял и ряд китайских банков.

Занимающиеся ВЭД российские компании стараются не называть конкретные страны и банки, через которые проводят платежи, чтобы не нарушить цепи поставок, говорила ранее «Ведомостям» основатель мультисервисной платформы для бизнеса Digital ВЭД Анна Фомичева. 

Снижение прозрачности определенного вида информации – мировой тренд, отмечает партнер-эксперт компании «Яков и партнеры», директор центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета Илья Иванинский. Например, в Китае с 1 мая компании будут обязаны защищать данные, «которые не являются государственной тайной, но могут вызвать определенные неблагоприятные последствия в случае утечки». 

В отличие от российских организаций, которые представляют информацию по международным партнерствам как конкурентное преимущество на внутреннем рынке, иностранные игроки не демонстрируют открыто свою сеть партнеров, подтверждает советник юридической фирмы Verbal legal Марат Самарский. Поэтому рекомендацию ЦБ он оценивает позитивно: она помогает убирать массив данных для оказания давления на банки-корреспонденты и альтернативных партнеров по международным расчетам. 

С ним согласен и управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский: от раскрытия такой информации зависит стабильность внешнеэкономической деятельности российского бизнеса. Экспортеры критически зависимы от точности и своевременности совершения платежей, поясняет он. Но такое ограничение можно было бы сделать и раньше, полагает Самарский.

Ограничение такой информации необходимо для того, чтобы исключить риски попадания под новые западные санкции и сохранить работающие схемы трансграничных расчетов, рассуждает Жарский. «Непокорным финансовым организациям, работающим с РФ по партнерским расчетам, могут устроить показательную порку вплоть до включения в SDN», – согласен Самарский. С другой стороны, добавляет Жарский, для российских банков, которые уже успели развернуться в нише проведения платежей с иностранными банками, раскрытие какой-либо информации уже является жесточайшим табу, так как для них это стало одной из важнейших статей доходов. 

Лучшим вариантом избежать внешнего давления может стать ускоренное внедрение передовых средств платежей, например цифровых валют центральных банков, говорит Иванинский. Уже есть большие международные проекты, например mBridge, в котором участвуют Китай, Таиланд, ОАЭ и Гонконг, напоминает он. В России сейчас идет внедрение цифрового рубля, масштабное использование которого запланировано на 2025 г. Но функционала между-народных платежей в текущем проекте пока нет, отмечает Иванинский. По оценке компании «Яков и партнеры», потенциальный экономический эффект от цифрового рубля в трансграничных платежах составляет от 15 млрд до 103 млрд руб. ежегодно.