Брокер «Атон» хочет создать себе страховщика

Вероятнее всего, группа заинтересована в запуске долевого страхования жизни
Андрей Гордеев / Ведомости

Инвестиционная группа «Атон» изучает возможность развития страхового бизнеса, выяснили «Ведомости». Компания зарегистрировала в начале марта шесть доменных имен, из которых четыре связаны с сегментом страхования жизни (atonlife.ru, aton-life.ru, atonlifeinsurance.ru, aton-lifeinsurance.ru) и два – с сегментом нон-лайф (aton-insurance.ru и atoninsurance.ru), следует из данных «СПАРК-Интерфакса». В реестре Банка России, по данным на 7 марта, новых лицензированных страховых компаний с похожими названиями или другими не появлялось.

В «Атоне» видят большой запрос со стороны инвесторов на услуги долевого страхования жизни (ДСЖ), говорит представитель брокера: в группе рассматривают возможность расширения продуктовой линейки.

Представитель ЦБ не ответил на запрос «Ведомостей».

Закон о ДСЖ был принят в конце 2023 г. Этот полис сочетает в себе два элемента: страхование жизни и инвестиции в паи закрытых и открытых ПИФов. Фонд будет находиться под управлением либо УК, либо страховщика, который получит необходимую для этого лицензию. В отличие от давно существующего на рынке инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) ответственность за инвестиционные решения при покупке ДСЖ лежит на клиенте, а не страховщике: гражданин вправе сам выбирать паи для инвестиций и формировать портфель. Такие страховые продукты обычно продают банки, предлагая их как альтернативу депозитам и получая за них более высокие комиссионные доходы.

УК не раз критиковали закон: появление продукта создаст арбитраж в пользу страховщиков, которые вышли в чужую нишу, и рискует подорвать доверие к коллективным инвестициям из-за потенциала мисселинга – недобросовестных практик продажи одного продукта под видом другого, писали «Ведомости». К таким практикам относится, например, продажа ИСЖ под видом депозита.

Представитель «Атона» не сказал, создаст брокер страховщика с нуля или купит уже существующего. Затраты на получение лицензии с нуля не столь велики в сравнении с инвестициями для исполнения требований ЦБ к уставному капиталу, IT-инфраструктуре и персоналу, рассуждает руководитель юридической дирекции «Совкомбанк Страхование» Игорь Дячишин. По его словам, купить существующего игрока и развивать его гораздо проще, чем выстраивать эти процессы самостоятельно: минимальные инвестиции в создание страховщика составляют от нескольких сотен миллионов рублей.

В нулевых у «Атона» уже был страховщик: группа приобрела компанию «Россия», занимавшую на тот момент 28-е место по сборам. Топ-менеджмент «Атона» связывал эту покупку с амбицией создать финансовый концерн. Но в ноябре 2013 г. ЦБ отозвал лицензию у «России», а в январе 2014 г. суд признал ее банкротом.

Сейчас в «Атоне» могли увидеть благоприятные условия, чтобы создать финансовый концерн в рамках инвестгруппы, полагает аналитик «Финама» Леонид Делицын. Инвестиционная компания, которая планирует предоставлять весь спектр финансовых розничных услуг с упором на благосостояние, безусловно, заинтересована в страховых программах, продолжает генеральный директор аналитического агентства «Бизнесдром» Павел Самиев. Для этого в первую очередь необходим свой страховщик жизни, а не универсальный игрок.

Конкурировать молодому игроку в других сегментах будет тяжело, признает Самиев, при этом наиболее значимая проблема – сложность вклиниться в эффективные каналы продаж. Если говорить об агентском канале продаж, потребуются дорогостоящие инвестиции и даже это не гарантирует успеха, указывает эксперт. Путь в банковский канал также тернист, говорит эксперт: молодому страховщику потребуется не только внедриться в эти структуры, но и соответствовать ряду требований – это опыт работы, наличие определенного рейтинга финансовой устойчивости, который новичку получить с ходу невозможно. А прямой канал продаж практически не дает роста, констатирует он. Поэтому первым шагом для возможного страховщика станет наработка агентской сети, затем – выход в банковский канал продаж и лишь после этого все остальное, резюмирует Самиев.

Возможно, группа полагает, что часть клиентов удастся переориентировать на страховые продукты, где комиссия выше и продолжительность ее взимания дольше, чем в брокерских, отмечает директор департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета Александр Цыганов. И для этого действительно хорошо подходит ДСЖ, считает эксперт: риски в продукте остаются на клиенте (в ИСЖ и НСЖ ответственность за инвестиции несет страховщик. – «Ведомости»), а управлять комиссией он не может. В этом случае в коротком периоде профучастник сможет заработать, но в случае реального мисселинга после неизбежного вмешательства ЦБ маржинальность продукта выравняется с аналогами, резюмирует Цыганов.