В сервисе SalamPay зависло 18 млн рублей из-за отзыва лицензии «Киви банка»

Компания намерена возместить клиентам средства за свой счет
Алексей Орлов / Ведомости

В платежном сервисе для трудовых мигрантов SalamPay из-за отзыва лицензии у «Киви банка» застряли переводы клиентов на 18 млн руб. Это затронуло 600 пользователей, среди которых граждане Узбекистана, Таджикистана и Азербайджана, рассказал «Ведомостям» представитель SalamPay.

Компания намерена возместить своим клиентам всю сумму несостоявшихся переводов из собственных средств, не дожидаясь процедур возврата, судов и т. д., сказал ее представитель. Выплаты будут идти из резервного фонда, который SalamPay предусмотрел в своей деятельности на «непредвиденные жизненные ситуации», пояснил он. По его словам, взыскивать затем эти средства с «Киви» SalamPay не намерен.

«Мы понимаем, что большинству клиентов было бы крайне сложно пройти весь путь бюрократии для получения своих денежных средств, включая заполнение многочисленных заявлений. Поэтому мы выплатим средства без необходимости дополнительных процедур со стороны пользователей», – передал «Ведомостям» через представителя генеральный директор и основатель компании Тимур Манташев.

SalamPay – это российский финтех-сервис, который предоставляет финансовые услуги для трудовых мигрантов, находящихся на территории России, он внесен в перечень поставщиков платежных приложений Банка России. Приложение работает по договору с оператором РНКО «Единая касса», но одним из провайдеров переводов в страны СНГ также выступал «Киви банк», который лишился лицензии 21 февраля.

Приложение заработало в июле 2019 г., к концу 2023 г. количество активных клиентов приложения насчитывало 400 000 человек. С его помощью можно отправлять без комиссии средства в Узбекистан, Таджикистан, Киргизию, Казахстан и Азербайджан на карты национальных платежных систем этих стран или для выдачи наличными у банков-партнеров. Трансграничный оборот платежей в месяц через SalamPay составляет 2–3 млрд руб., говорит представитель сервиса, а за весь 2023 год – 30 млрд руб. В 2022 г. прибыль SalamPay составила 71,8 млн руб., выручка – 219 млн руб., следует из данных СПАРК.

Несмотря на небольшой размер, «Киви банк» был посредником для передачи денег сотням компаний, предоставляющих различного рода услуги: через инфраструктуру Qiwi проходили платежи в пользу как федеральных, так и региональных операторов мобильной связи, оплата штрафов, налогов, услуг интернета и телевидения, ЖКХ. Всего у «Киви банка» было более 1500 партнеров. В день отзыва лицензии у банка «сломалась» оплата в пользу многих сервисов в мобильных и интернет-банках – Райффайзенбанк, «ОТП банк», Газпромбанк, «Юникредит банк», Россельхозбанк, «Озон банк» и Металлинвестбанк сообщили клиентам о проблемах с платежами за мобильную связь, интернет и ЖКХ. Трудности возникли и у клиентов банка для предпринимателей «Точка», которые обслуживались на филиале в «Киви банке» – там зависло 8 млрд руб. Также услугами Qiwi как провайдера пользовались ВТБ, «Ингосстрах банк», банк «Уралсиб» и «Почта банк», но они оперативно перенаправили платежи через других провайдеров, писали «Ведомости».

Граждане лишились и одного из способов трансграничных платежей: «Киви банк» был основным оператором системы переводов Contact. На момент отзыва лицензии у банка в Contact остались неисполненными более 17 000 переводов на сумму свыше 700 млн руб. Эти средства будут возвращены в период ликвидации банка в составе третьей очереди кредиторов, сообщало Агентство по страхованию вкладов.

Инициатива SalamPay по возврату средств своим клиентам выглядит как положительный шаг с точки зрения клиентоориентированности и может способствовать укреплению доверия к платежной системе, говорит директор юридической группы «Яковлев и партнеры» Мария Яковлева. Но для ее реализации потребуется тщательно проработать все юридические аспекты и обеспечить полное соответствие действующему законодательству, отмечает она. Регулятивные требования в России, особенно в сфере финансовых операций с участием иностранных граждан, могут быть достаточно строгими, поясняет Яковлева. Они включают в себя не только финансовый мониторинг, но и требования к идентификации личности, подтверждению источника средств и прочие аспекты, направленные на борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма, отмечает она.

Для возврата средств клиентам также важно понимать, какое именно пользовательское соглашение заключали пользователи услуг сервиса SalamPay с приложением, добавляет судебный эксперт экспертной группы Veta Александр Терентьев. Скорее всего, там оговаривались правила возвращения средств или иных действий в связи с ситуациями, которые не могла предусмотреть ни одна из сторон, а ситуация с отзывом лицензии у «Киви банка» под такой критерий подпадает, полагает он. По этой причине компания-оператор SalamPay вполне может воспользоваться соответствующими положениями и быстро средства вернуть, подтверждает партнер, руководитель практики компьютерных игр, креативных индустрий и технологий юридической компании «Центральный округ» Николай Андреев.

Возврат застрявших средств без стандартных процедур возможен, если есть четкие юридические основания и механизмы, позволяющие это сделать, согласна Яковлева. В данном случае компания будет использовать собственные резервные средства для компенсации клиентам, отмечает она. При этом эксперт не исключает, что компания затем все же будет самостоятельно решать вопросы с возвратом через юридические или финансовые инструменты. По ее словам, это может быть сделано в форме непосредственного возврата средств на счета клиентов или через специально созданный фонд компенсаций.