Американцы угрожают зарубежным банкам из-за взаимодействия с Россией
Они отслеживают новые корсчета российских банков в иностранныхАмериканские власти предпринимают точечные усилия по отсечению России от системы международных расчетов – они узнают об открытии отечественными банками новых корреспондентских счетов в иностранных, отслеживая рост оборотов в последних, и персонально предупреждают топ-менеджмент о негативных последствиях взаимодействия с контрагентами из России. Об этом «Ведомостям» рассказал собеседник в крупной сырьевой компании. Информацию подтвердили источник в банке из топ-10, собеседник, близкий к теме расчетов в рамках БРИКС, и еще один человек, знакомый с проблемой. Речь идет о банках Турции, Китая, ОАЭ, Катара и стран СНГ, знают собеседники. Из-за усилий американцев средний «срок жизни» новых корсчетов у российских банков в иностранных составляет в среднем полгода, говорят они.
Это правда, что официальные лица США беседовали как с государственным, так и с частным сектором относительно рисков ведения бизнеса с российскими финансовыми учреждениями, попавшими под санкции, или использования таких систем, как платежная система «Мир», сообщил «Ведомостям» представитель минфина США. «Ведомости» направили запрос в российские Минфин и ЦБ.
О том, что США давят на зарубежные банки, знает от коллег из других стран управляющий партнер юридической фирмы BBNP Максим Барашев: наиболее остро это затрагивает китайские, турецкие и казахстанские банки. В первую очередь речь идет о странах СНГ и ближнего зарубежья, где значительны связи местных банков с российскими, рассказывает партнер BKHK law firm Роман Хаминский. Далее он выделяет юрисдикции Ближнего Востока, например ОАЭ, Оман, Турцию и Бахрейн: там связи местного бизнеса с российским менее значительны и, как следствие, гораздо более жесткое регулирование финансовых потоков из России. О подобных случаях в Турции и ОАЭ знает консультант по внешнеторговым расчетам Искандер Миргалимов.
Полномочие запрещать
22 декабря 2023 г. минфин США получил полномочия вводить санкции против банков других стран за помощь в проведении сделок для подсанкционных российских лиц и за содействие поставкам определенных материалов и оборудования военно-промышленному комплексу России. Попадание под ограничения грозит прерыванием корреспондентских отношений с американскими банками и замораживанием активов на счетах. На эти нововведения Штатов отреагировали Турция, ОАЭ, Индия и Китай и в результате некоторые местные банки остановили расчеты с Россией, рассказывает собеседник в сырьевой компании. Про остановку и затруднение платежей в Турцию, Китай и ОАЭ с конца 2023 г. ранее писали «Ведомости»: в итоге средний срок оплаты увеличился до 7–10, а иногда и до 40 дней из-за проведения транзакций через третьи страны.
Сейчас отечественные банки ищут новых партнеров, чтобы установить с ними коротношения, в основном это небольшие кредитные организации, продолжает собеседник в компании: те банки, которые продолжают сотрудничать с российскими коллегами, сейчас переполнены клиентами, демонстрируя масштабный рост оборотов по своим корсчетам. У одного из крупнейших банков ОАЭ сейчас скопилась очередь из российских клиентов на открытие корсчетов именно в местных дирхамах, чтобы американские и европейские чиновники не могли отслеживать транзакции, знает управляющий партнер Nevskaya Consulting Дарья Невская, которая работает в этой стране.
Но американцы «не дремлют» и «выезжают» ровно в те иностранные банки, которые показывают максимальный рост оборотов, рассказывает один из собеседников: россияне все время должны работать на опережение и понимать, куда они пойдут, когда власти США «вскроют» их взаимоотношения с тем или иным банком. Невская предполагает, что в будущем все расчеты российского бизнеса, скорее всего, перейдут на местные валюты, а если говорить о долларах и евро, то платежи будут идти через СНГ.
Одновременно с этим в ОАЭ, Бахрейне и юрисдикциях СНГ развернулась агентура посредников – они за «сумасшедшие» деньги сопровождают операции, которые ранее без какой-либо помощи проходили в течение одного операционного дня, замечает один из собеседников. Способ оплаты через третьи страны довольно дорогостоящий. Китай берет от 2,5 до 7% от суммы перевода, в Турции еще дороже – от 5 до 15%, писал «Коммерсантъ».
Турция в какой-то момент стала прекрасной альтернативой для грузопотоков из ЕС, но в конце 2023 г. в местных банках начались дополнительные проверки и массовые возвраты платежей, рассказывает гендиректор ООО «Каргосерт» (предоставляет услуги в области внешнеэкономической деятельности) Ирина Мысливчик. Использовать свои компании в Казахстане в последние два года также стало крайне сложно, иной альтернативой стала Киргизия, но она также не может быть постоянно работающим инструментом для масштабного бизнеса, продолжает Мысливчик. «Каждую неделю мы получаем новые данные о переставших работать финансовых маршрутах и учимся создавать несколько новых», – резюмировала она.
Контрагенты из Бразилии, Китая, Индии, Турции, ОАЭ, ЮАР и ряда других стран Африки ждут российских партнеров и готовы с ними сотрудничать, но у каждой страны есть свой интерес, рассказывает собеседник в сырьевой компании: на переговорах они в первую очередь спрашивают о своей выгоде от сотрудничества и предупреждают – «с расчетами разберитесь сами». У зарубежных банков тоже свой взгляд на проблему, продолжает он: они настолько завязаны на долларовую инфраструктуру, что потеря России как клиента для них менее значима, чем потеря возможности расчетов в долларах с другими странами.
Как в США видят русский след
США имеют развитый и сильный аналитический аппарат и необходимые ресурсы для отслеживания транзакций, рассуждает Барашев из BBNP: это позволяет им определять центры сосредоточения торговли и выявлять наиболее активные цепочки перечисления средств, тем более что любая такая активная цепочка становится популярна и вызывает открытый интерес в бизнес-сообществе. Существует целый комплекс возможных механизмов, которые в совокупности позволяют американцам определить, что тот или иной иностранный банк обслуживает россиян, продолжает Барашев: например, еще до спецоперации на Украине власти США получили право в рамках расследования каких-либо правонарушений запрашивать любую информацию о счетах иностранных банков, которые имеют корсчет в американском. Сам по себе отказ от сотрудничества со Штатами крайне невыгоден с экономической точки зрения, замечает Барашев: это также может использоваться американцами как инструмент получения необходимой информации.
Американские власти могут и косвенным путем определить, что тот или иной иностранный банк обслуживает россиян, замечает партнер юридической компании A.T.Legal Александр Павловский. Например, обороты по корсчетам могут быть включены в состав обязательной для публикации информации в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг той или иной страны, также нельзя исключать наличие соглашений о сотрудничестве и взаимном обмене информацией между центральными банками зарубежных стран и ФРС США, перечисляет Павловский.
Еще одним источником сведений могут быть нормативы FATF (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег), допускает юрист: в соответствии с ними банки отчитываются о подозрительных операциях, но в современных реалиях все, что связано с Россией, может подпадать под это определение. Члены FATF – 55 государств, в том числе США, Китай, Турция, ОАЭ, Бразилия, Индия, Катар, Кипр, ЮАР и Бахрейн.
Вряд ли сейчас существует системное решение проблемы международных расчетов для России, сомневается Хаминский: чтобы оно было таким, надо изменить мировую финансовую систему, что в обозримой перспективе представляется нереалистичным. Что-то принципиально новое можно выстраивать с дружественными партнерами на основе понимания того, что происходящее сейчас с Россией могут сделать с любой другой страной, резюмировал собеседник в сырьевой компании.