ЦБ с 2027 года хочет по-новому определять системно значимые банки
Сейчас методика устарела – опирается на старые данные, не учитывает бизнес «дочек» и создание экосистем
Центробанк уже в этом году займется существенным пересмотром правил отнесения банков к системно значимым, а в 2027 г. хочет впервые составить перечень с учетом новой методики, следует из доклада для общественных консультаций. Планы обновления методики Банк России представил впервые еще в 2020 г., но вмешались пандемия и санкции. Сейчас в перечне системно значимых кредитных организаций (СЗКО) 13 банков.
Системно значимые банки можно назвать too big too fail: проблемы у одного такого игрока могут запустить системный кризис во всем секторе. В связи с этим они должны лучше управлять рисками и иметь больший запас прочности по капиталу – для всех СЗКО действует повышенная надбавка на капитал в размере 1 п. п. в довесок к общей для всех универсальных банков надбавке в 2,5%. В кризисный 2022 год ЦБ обнулил надбавки для поддержки банков, к норме они должны вернуться к 2028 г.
Но российские банки сильно различаются – по размеру и структуре активов, бизнес-моделям, количеству клиентов, региональной развитости и проч., пишет ЦБ. Чтобы избежать системных рисков, стоит сначала дифференцировать СЗКО между собой, а затем устанавливать более высокие надбавки для более значимых организаций. У таких банков должен быть больший запас прочности на случай стресса. Предварительно дифференцированные надбавки в зависимости от уровня значимости могут составить от 0,5 до 2,5%.
Методы устарели
Сейчас список пересматривается по усредненным данным на начало текущего года и предыдущих двух лет – за это время бизнес банков может сильно измениться, признает в докладе ЦБ. В ноябре 2024 г. список СЗКО остался без изменений. В нем присутствуют значительно сократившие с 2022 г. бизнес в России «дочки» иностранных европейских групп – Райффайзенбанк и «Юникредит банк». Также в перечне есть «ФК Открытие» и Росбанк, которые находились на этапе объединения с ВТБ и Т-банком соответственно и с начала этого года перестали существовать.
При формировании перечня сейчас не учитывается бизнес «дочек» банковских групп, а все показатели оцениваются на соло-основе. Между тем сейчас в секторе 65 головных банков (включая 11 СЗКО) образуют банковские группы, говорится в документе ЦБ. В отдельных случаях их размер существенно превышает размер банка (почти на 12%), а дочерние организации являются важнейшей частью бизнеса (до 10% активов).
Сейчас берется в расчет только совокупный размер активов и вкладов населения, упускается значительная часть фондирования – например, не учитываются средства крупных компаний или МСБ, а также обязательства по облигациям самого банка. Не берутся во внимание также размер клиентской базы и вложения в экосистемы, пишет регулятор.
Новые правила
Новая методика ЦБ основывается на двух блоках – оценка общих показателей баланса наряду с присутствием в регионах и отдельные характеристики.
Первый блок – с рядом доработок – существует сейчас, в нем оценивается банк или банковская группа по сегментам бизнеса. Данные банков будут браться по состоянию на 1 июля текущего года и за два прошлых года, но приоритет будет отдаваться более актуальной информации. Банк России намерен использовать консолидированную отчетность.
В оценке активов ЦБ отдельно выделит крупные сегменты: корпоративный, ипотечный и потребительский портфели (раньше брался совокупный объем и не учитывалась значимость банка в отдельных сегментах). Также добавятся кредиты другим банкам.
Вклады физлиц поменяются на «средства клиентов и выпущенные долговые ценные бумаги» – это поможет учитывать обязательства перед юрлицами. Также в оценку обязательств начнут входить страховые и пенсионные резервы, пенсионные накопления, активы на брокерском обслуживании и обязательства перед другими банками – это позволит учесть влияние группы на смежные сегменты финансового рынка.
ЦБ вводит отдельно оценку региональной значимости, которая учтет присутствие группы в населенных пунктах сельской местности. Зато регулятор исключит оценку международной активности на фоне сокращения этой части бизнеса из-за санкций.
Вес показателя активов составит 40% (было 50%), вес обязательств останется на уровне 50%, а еще 10% дадут критерию присутствия в сельской местности. Внутри активов/пассивов каждому компоненту будет также присвоен свой вес – например, в активной части баланса корпоративный портфель имеет вес 15%, а потребительский – 10%. Обобщающий результат банков будет рассчитан с учетом веса каждого компонента и станет усредненной долей в разных сегментах рынка за три года.

По результатам первого блока ЦБ сформирует предварительный перечень СЗКО. В нем будет шесть групп, где высшая с обобщающим результатом от 30%, а последняя – от 0,5 до 1%.
Затем ЦБ будет переходить ко второму, новому, блоку. В нем банки будут оцениваться по дифференцирующим критериям, которые могут дополнительно указывать на системную значимость. К таким критериям ЦБ относит масштаб клиентской базы, значимость на рынке платежных услуг, высокую долю незастрахованных средств клиентов (свыше 1,4 млн руб.), наличие экосистем и других нефинансовых сервисов (социально значимый бизнес), а также потенциальные последствия эффекта домино на межбанковском рынке кредитования. В части экосистем ЦБ планирует ввести новую форму отчетности для сбора информации о нефинансовых компаниях.
Каждому критерию будет присваиваться балл от 0 до 4. Максимальная сумма баллов по всем критериям – 20. С их учетом значимость банка может возрасти, а игрок, который по размеру баланса не дотягивает до СЗКО, может выйти в перечень системно значимых.
В результате анализа двух блоков ЦБ определит уже итоговые группы системно значимых банков – их будет пять. Для каждой группы будут разные надбавки за системную значимость – для пятой надбавка может составить 0,5%, а для первой максимальные 2,5%.
Новые правила потребуют проработок изменений в закон, нормативные акты ЦБ, а также в предоставляемую отчетность – все это ЦБ рассчитывает сделать до конца 2026 г. В 2027 г., как предполагается, ЦБ впервые пересмотрит перечень СЗКО по новой методике, также начнут действовать изменения в отчетность. С 2028 г. начнется поэтапное внедрение дифференцированных надбавок к капиталу.
Назревшие изменения
Дифференцированный подход делает регулирование адаптивным, учитывая не только размер банка, но и его роль в конкретных сегментах, что критически важно на высококонкурентном рынке с растущей ролью цифровых услуг, говорит первый зампред Совкомбанка Сергей Хотимский. Текущий подход, основанный на ограниченном перечне критериев, действительно не учитывает бурное развитие цифрового банкинга, платформенной экономики и проч., считает банкир: переход на актуальную отчетность и консолидированную оценку групп повысит прозрачность, а учет структуры активов, диверсификации и небанковских сервисов позволит точнее оценивать влияние банка на экономику.
Дифференцированные надбавки справедливы, продолжает Хотимский: они стимулируют крупных игроков к ответственности, а гибкие критерии (экосистемы, платежные сервисы) могут расширить список СЗКО, включив «скрытно значимые» банки.
Предложенный перечень критериев в целом сбалансирован, но со временем потребует дополнений, отмечает он. Например, важно четче определить параметры оценки экосистем и социально значимых сервисов, чтобы избежать субъективности. Также важно, чтобы доля в региональном бизнесе определялась не по формальному признаку отнесения клиента к конкретному филиалу, а по местонахождению клиентов банка, резюмирует первый зампред Совкомбанка.
С ростом цифровизации сектора и развитием финтеха не только размер активов и рыночная доля стала определять важность банка для экономики и финансовой системы, добавляет директор по связям с инвесторами ПСБ Елена Редько. Предварительный анализ инициативы ЦБ говорит о том, что, скорее всего, произойдет сегментация текущих СЗКО, считает она. Оценка банковских групп (а не отдельных банков), конечно, может скорректировать то, в какую группу попадет банк, продолжает Редько. Но вряд ли этот фактор повлечет появление новых игроков в списке, так как действующие СЗКО – материнские структуры лидеров рынка в соответствующих сегментах (лизинг, факторинг и т.п.), отмечает она: у банков второго эшелона нет существенно крупных дочерних компаний, которые могут создать весомый перевес по сравнению с их оценкой на соло-уровне.
Экосистемность оценивается именно в терминах инвестиций с баланса банков в дочерние компании, тогда как банки маркетплейсов – обратная история, говорит Редько: они являются частью экосистемы маркетплейса, и их включение
в СЗКО возможно в случае, если они нарастят существенный объем собственного бизнеса и будут проводить значимую часть расчетов в банковской системе (эквайринг, эмиссия карт, платежи через СБП).
Развитие подходов к отнесению банков к перечню системно значимых выглядит обоснованным с точки зрения расширения критериев, а также для устранения временного лага, говорит руководитель группы рейтингов финансовых институтов АКРА Валерий Пивень. Новый подход позволит учесть ряд объективных факторов, когда кредитная организация, не попадая по текущим критериям в перечень СЗКО, фактически является игроком, риски дефолта которого являются существенными для всей системы. Можно считать положительным, что к таким критериям отнесут объем средств, привлеченных от клиентов-юрлиц, значимость на рынке платежных услуг и т. д., считает эксперт. Приступая к изменению факторов отнесения банков к СЗКО, Банк России учитывает и опыт последних лет, когда роль ряда кредитных организаций менялась достаточно значительно, добавляет Пивень.
В АКРА ожидают, что итоговый список будет шире существующего, но говорить о каких-то конкретных именах преждевременно (даже при текущих требованиях предсказать момент включения банка в СЗКО было практически невозможно), продолжает эксперт. Сейчас перечень может считаться в достаточной мере полным, но Пивень не исключает, что по мере развития отрасли он будет расширяться.
Дифференцированный подход давно применяется к глобальным системно значимым банкам и здесь есть определенная справедливость, поскольку крупнейшие банки получают заметный эффект от масштабов деятельности, говорит старший аналитик инвестбанка «Синара» Ольга Найденова. Логично, что чем значимее банк с точки зрения привлеченного фондирования (особенно средств населения), тем более надежно должны быть покрыты его риски, считает эксперт. Тем более, добавляет Найденова, что никакая система страхования вкладов не перекроет проблем в крупном системно значимом банке. Значимость платежной инфраструктуры и развития экосистемы, вероятно, тоже важные факторы, резюмирует эксперт.
«Ведомости» направили запросы в действующие системно значимые банки.