Микрофинансовые организации активно осваивают интернет

Их влекут туда более низкие расходы и потенциально более широкая клиентская база

Прошлый год стал едва ли не самым интересным за всю историю российского микрофинансирования. С одной стороны, рынку не давал скучать регулятор – он активно исключал микрофинансовые организации (МФО) из реестра, ограничил полную стоимость займа и решил разделить компании на микрофинансовые и микрокредитные. Помимо этого все МФО обязали вступить в саморегулируемые организации и увеличили размер займов малому бизнесу до 3 млн руб. С другой стороны, рыночные условия складывались так, что зарабатывать прежними методами стало гораздо сложнее. На фоне кризиса фондирование МФО подорожало, а их заемщики стали беднее.

В результате в 2015 г. рынок показал самые низкие темпы роста за свою историю. Руководитель главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России Михаил Мамута предварительно оценивал этот рост в 15%, тогда как в 2014 г., по данным агентства «Эксперт РА», совокупный портфель микрозаймов вырос на 28%.

При этом лучше всего дела шли у компаний, выдающих займы в интернете. По данным СРО «МиР», на 1 октября 2015 г. доля таких займов в портфеле его участников составила 7,5% против 3% на начало года. По нашим оценкам, по итогам 2015 г. доля онлайн-займов достигла 11,5%, а в текущем году вырастет до 19%. Рыночные тенденции уже сейчас показывают, что в ближайшие годы весомая доля займов будет выдаваться в интернете, и причина этого проста – так выгоднее. Окупаемость инвестиций у компаний, оформляющих займы в офисах, пунктах продаж или на дому у заемщиков, примерно в 1,5 раза ниже, чем у онлайн-МФО. У последних ниже операционная стоимость выданного займа. Кроме того, в офлайне гораздо выше рекламные расходы – в среднем привлечение одного нового клиента в этом сегменте стоит 5600 руб., тогда как для онлайн-МФО новый клиент обходится в 1500-1800 руб.

При этом клиенты онлайн-компаний лучше возвращают займы. В этом сегменте, по нашей оценке, доля задолженности, просроченной более чем на 30 дней, по итогам 2015 г. составила около 16%. Для всего рынка МФО, который работает в основном в реальном, а не виртуальном мире, эта доля, по данным Национального бюро кредитных историй, составила 29,2%. Такая разница обеспечена самой сутью выдачи займов в интернете – там гораздо шире клиентская база, тогда как традиционные компании ограничены кругом клиентов, которые могут прийти к ним в офис. Из-за более коротких займов модели кредитного скоринга там можно поменять гораздо быстрее, управление рисками более оперативное. Я думаю, в этом году доля просроченной задолженности в обоих сегментах вырастет на 1-2 процентных пункта.

В 2015 г. многие крупные игроки стали замещать офлайн-выдачу работой в интернете. Некоторые из них сделали отдельный сервис – по этому пути пошли «Деньги сразу» (проект OneClickMoney) и «Быстроденьги» (проект turbozaim.ru). Крупнейший игрок офлайн-рынка, компания «Домашние деньги», также заявляла о работе над онлайн-сервисом. Другие, такие как «Мигкредит» и «Срочноденьги», стали выдавать займы в интернете под тем же брендом. В прошлом году они работали на органическом трафике, обкатывая бизнес-процессы онлайн-кредитования и получая необходимое количество точек наблюдения для развития скоринговых систем. А в 2016 г. начнут активно привлекать клиентов при помощи лидогенерации (привлечение контактов пользователей, заинтересованных в конкретном продукте) и других инструментов. У онлайн-игроков структура привлечения клиентов сейчас выглядит так: 57% приходится на лидогенерацию, 20% – на контекстную рекламу, 15% – на органический трафик и 8% – на директ-маркетинг.

На рост онлайн-выдачи сильно повлияет и появление новых сервисов. В 2015 г. МФО, специализирующиеся на онлайн-займах до заплаты (payday loans), просто повышали сумму займа. В этом году они начнут запускать сервисы с новым для них продуктом – займами до 100 000 руб. сроком до двух лет с постепенным погашением раз в неделю, раз в две недели или раз в месяц. Сейчас на микрофинансовом рынке заметен большой запрос на такие продукты, и с их помощью компании значительно увеличат портфель выданных займов.

Еще одно важное преимущество онлайн-МФО – более высокая доходность для инвесторов (хотя риски по сравнению, например, с банковскими вкладами тоже выше). В среднем такие компании предлагают ставки 27-28% годовых, тогда как у офлайн-МФО они составляют 20-22% годовых.

Все это позволяет говорить, что ближайшие годы доля онлайн-займов на микрофинансовом рынке может вырасти до 40%. Вряд ли она станет еще выше, так как проникновение интернета в России по-прежнему не очень велико, кроме того, для многих при получении займа важно видеть перед собой живого человека. В прошлом году участники рынка поняли, как им адаптироваться в условиях кризиса, и теперь начнут активно претворять свои планы в жизнь.

Автор – управляющий директор сервиса онлайн-займов «Е заем»

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.