Микрофинансовые организации активно осваивают интернет

Их влекут туда более низкие расходы и потенциально более широкая клиентская база
Лига Трупа, управляющий директор «Е заем»
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Прошлый год стал едва ли не самым интересным за всю историю российского микрофинансирования. С одной стороны, рынку не давал скучать регулятор – он активно исключал микрофинансовые организации (МФО) из реестра, ограничил полную стоимость займа и решил разделить компании на микрофинансовые и микрокредитные. Помимо этого все МФО обязали вступить в саморегулируемые организации и увеличили размер займов малому бизнесу до 3 млн руб. С другой стороны, рыночные условия складывались так, что зарабатывать прежними методами стало гораздо сложнее. На фоне кризиса фондирование МФО подорожало, а их заемщики стали беднее.

В результате в 2015 г. рынок показал самые низкие темпы роста за свою историю. Руководитель главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России Михаил Мамута предварительно оценивал этот рост в 15%, тогда как в 2014 г., по данным агентства «Эксперт РА», совокупный портфель микрозаймов вырос на 28%.

При этом лучше всего дела шли у компаний, выдающих займы в интернете. По данным СРО «МиР», на 1 октября 2015 г. доля таких займов в портфеле его участников составила 7,5% против 3% на начало года. По нашим оценкам, по итогам 2015 г. доля онлайн-займов достигла 11,5%, а в текущем году вырастет до 19%. Рыночные тенденции уже сейчас показывают, что в ближайшие годы весомая доля займов будет выдаваться в интернете, и причина этого проста – так выгоднее. Окупаемость инвестиций у компаний, оформляющих займы в офисах, пунктах продаж или на дому у заемщиков, примерно в 1,5 раза ниже, чем у онлайн-МФО. У последних ниже операционная стоимость выданного займа. Кроме того, в офлайне гораздо выше рекламные расходы – в среднем привлечение одного нового клиента в этом сегменте стоит 5600 руб., тогда как для онлайн-МФО новый клиент обходится в 1500-1800 руб.

При этом клиенты онлайн-компаний лучше возвращают займы. В этом сегменте, по нашей оценке, доля задолженности, просроченной более чем на 30 дней, по итогам 2015 г. составила около 16%. Для всего рынка МФО, который работает в основном в реальном, а не виртуальном мире, эта доля, по данным Национального бюро кредитных историй, составила 29,2%. Такая разница обеспечена самой сутью выдачи займов в интернете – там гораздо шире клиентская база, тогда как традиционные компании ограничены кругом клиентов, которые могут прийти к ним в офис. Из-за более коротких займов модели кредитного скоринга там можно поменять гораздо быстрее, управление рисками более оперативное. Я думаю, в этом году доля просроченной задолженности в обоих сегментах вырастет на 1-2 процентных пункта.

В 2015 г. многие крупные игроки стали замещать офлайн-выдачу работой в интернете. Некоторые из них сделали отдельный сервис – по этому пути пошли «Деньги сразу» (проект OneClickMoney) и «Быстроденьги» (проект turbozaim.ru). Крупнейший игрок офлайн-рынка, компания «Домашние деньги», также заявляла о работе над онлайн-сервисом. Другие, такие как «Мигкредит» и «Срочноденьги», стали выдавать займы в интернете под тем же брендом. В прошлом году они работали на органическом трафике, обкатывая бизнес-процессы онлайн-кредитования и получая необходимое количество точек наблюдения для развития скоринговых систем. А в 2016 г. начнут активно привлекать клиентов при помощи лидогенерации (привлечение контактов пользователей, заинтересованных в конкретном продукте) и других инструментов. У онлайн-игроков структура привлечения клиентов сейчас выглядит так: 57% приходится на лидогенерацию, 20% – на контекстную рекламу, 15% – на органический трафик и 8% – на директ-маркетинг.

На рост онлайн-выдачи сильно повлияет и появление новых сервисов. В 2015 г. МФО, специализирующиеся на онлайн-займах до заплаты (payday loans), просто повышали сумму займа. В этом году они начнут запускать сервисы с новым для них продуктом – займами до 100 000 руб. сроком до двух лет с постепенным погашением раз в неделю, раз в две недели или раз в месяц. Сейчас на микрофинансовом рынке заметен большой запрос на такие продукты, и с их помощью компании значительно увеличат портфель выданных займов.

Еще одно важное преимущество онлайн-МФО – более высокая доходность для инвесторов (хотя риски по сравнению, например, с банковскими вкладами тоже выше). В среднем такие компании предлагают ставки 27-28% годовых, тогда как у офлайн-МФО они составляют 20-22% годовых.

Все это позволяет говорить, что ближайшие годы доля онлайн-займов на микрофинансовом рынке может вырасти до 40%. Вряд ли она станет еще выше, так как проникновение интернета в России по-прежнему не очень велико, кроме того, для многих при получении займа важно видеть перед собой живого человека. В прошлом году участники рынка поняли, как им адаптироваться в условиях кризиса, и теперь начнут активно претворять свои планы в жизнь.

Автор – управляющий директор сервиса онлайн-займов «Е заем»

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Читать ещё
Preloader more