Как получить кредит на строительство яхты

Немногие западные банки дают такие займы, и нужно хорошо знать, как их правильно попросить

Уединенный отдых

Состоятельные россияне обычно не меняют планы – решив обзавестись желанным объектом, например, яхтой, реализуют задуманное, несмотря на кризисы и трудности в экономике.

По данным superyachtnews.com, за последние 10 лет количество наших соотечественников, строящих яхты, увеличилось более чем в шесть раз. Дело это затратное даже для весьма состоятельных персон, поэтому такие проекты чаще всего нуждаются во внешних ресурсах, например, банковском кредите. Грамотная организация такого финансирования и всей сделки требует узкоспециальных знаний, которых у заказчиков строительства и их финансовых консультантов зачастую не хватает.

Не так давно к нам обратился клиент из числа успешных соотечественников – владелец крупной производственной компании, чья капитализация на данный момент превышает мировые аналоги. Отец троих детей, инвестор и меценат, к 45 годам он, как многие люди, добившиеся благополучия, стал отдавать предпочтение комфортному отдыху в уединении в окружении красивых вещей. Яхта – наилучшее место, ведь даже в очень дорогом отеле вас всегда окружают незнакомые люди, решил он.

Поначалу он арендовал лодку, но спустя какое-то время решил построить собственную. К проекту он подключил личного финансового помощника. Более полугода у них ушло на поиск кредита. В итоге лишь один банк согласился оказать помощь, но на малопривлекательных условиях. При стоимости судна в 32 млн евро ставка оказалась непомерно большой: LIBOR + 6% годовых. Заемщик получал только половину стоимости яхты, при этом 30% займа должен был разместить в банке на депозите.

Не найдя ничего лучшего, он обратился к нам за консультацией.

Мы разъяснили ему особенности кредитования и реализации таких уникальных частных проектов, как строительство личных судов. Ведь это дорогое удовольствие: яхты для начинающих (до 12 метров) могут обойтись в 500 000 евро, а у цены крупной яхты (от 45 метров) нет предела. Известно, что одна из самых дорогих яхт, 100-футовая History Supreme, стоит более 4,8 млрд евро.

Все яхты, как правило, строятся по единой схеме. Определившись с видом судна, дизайном и размерами, заказчик выбирает верфь. У каждой из них своя специализация, поэтому важно найти именно ту, что подойдет для конкретного проекта. Например, Amels и Oceanco специализируются на стальных водоизмещающих лодках от 50 метров, Palmer Johnson занимается спортивными, высокоскоростными лодками, Lürssen и Blohm+Voss считаются одни из самых надежных и дорогих.

Крупные лодки всегда строятся на заемные средства, в отличие от мелких и средних — на них обычно хватает своих.

Долговая загрузка

В последнее время, по нашим наблюдениям, желающих взять кредит на яхту стало больше, а вот договориться с банком получается все реже.

Финансированием подобных сделок занимаются зарубежные банки, но далеко не все. Для них яхты всегда – непрофильный актив, поэтому даже в качестве залога они им не очень интересны. Кроме того яхты, как правило, довольно быстро теряют в цене: большинство лодок уникальны, поскольку сделаны под своего хозяина, а значит, продать их тяжело.

Например, исходя из моей практики, ING охотно с ними работает, Societe Generale интересуется только крупными яхтами, а для Deutsche Bank и Credit Suisse это абсолютно непрофильная сделка, и исключение они могут сделать только для самых важных клиентов.

Как правило, оплата строительства производятся траншами. Часть финансирования берет на себя клиент (30-40%). Банк же, помимо того, что оставляет яхту в качестве залога по кредиту, просит разместить часть этого кредита (обычно 30% от выданной суммы) у себя на счете в виде портфельной инвестиции или даже депозита.

Займы в этой сфере выдаются в Европе в среднем на 5-7 лет по ставкам от 2,25% до LIBOR+5,5%. Их целью может быть как покупка бывших в употреблении лодок, так и строительство новых.

Обычно чем меньше размер лодки, тем сложнее получить кредит. При этом у банков существует план, согласно которому объем таких сделок не должен превышать определенную часть портфеля. Например, размер кредитного портфеля на финансирование яхт не должен превышать установленную сумму или в год банк может выдать кредиты только на 10 яхт, а это значит, что с просьбой по поводу 11-й к нему идти бесполезно.

У каждого банка есть утвержденный список верфей, с которыми он готов работать, и целый ряд других обязательных предписаний.

Банки смотрят в профиль

Любой банк много внимания уделяет изучению профиля заемщика, особенно из России. В первую очередь его интересуют структурирование бизнеса, происхождение средств, стоимость активов.

Из-за того, что российские клиенты зарабатывают на родине, а кредиты под такие сделки берут в валюте, многие из них сейчас попали в зону риска: из-за валютных скачков, снижения рейтинга страны и прочих неприятностей бизнес подешевел в среднем в два-три раза.

Меж тем у кредиторов существует негласное правило: стоимость активов заемщика должна превышать размер кредита в 10 раз. То есть, если вы хотите получить займ на строительство яхты в 20 млн евро, ваши активы должны стоить не меньше 200 млн евро. После того, как рубль просел, досье на российских заемщиков стали собирать тщательнее и запрашивать больше бумаг. В такой ситуации очень важно, чтобы клиент умел отстаивать свои интересы, разговаривая с банком на понятном им языке.

Свой среди чужих

Главная ошибка, которую обычно совершают состоятельные люди, затевая строительство яхты, – поручают мониторинг рынка своим финансистам или другим приближенным. Те, не имея наработанного годами опыта, обращаются за кредитом сразу к нескольким банкам. Результат – утечка информации и отказ в выдаче кредита.

По наши наблюдениям, около 90% отказов происходит на этапе представления клиента банку. Поскольку почти у каждого заемщика есть темы, о которых он не готов широко распространяться, представление должно быть таким, чтобы у кредитной организации не возникло дополнительных вопросов. По личному опыту скажу, что сделать это можно, лишь обладая большой практикой взаимодействия с представителями управлений рисков определенных западных банков.

Чтобы получить наиболее выгодные условия кредита, организатор сделки должен точно знать, какой именно банк работает с выбранной клиентом верфью, и иметь опыт непосредственного общения с ним. Лучше всего, если банк воспринимает представителя заемщика как своего крупного клиента, с которыми уже устоялись отношения и с которыми он будет сотрудничать в будущем.

К примеру, кредитные брокеры и мультисемейные офисы обычно используют рабочую схему, лишь модифицируя ее под конкретного клиента. Они предоставляют в банк уже готовое, «обкатанное» досье, не вызывающее дополнительных вопросов и не требующее доработок ни со стороны клиента, ни со стороны банка; все это снижает стоимость и сокращает время получения кредита. Кроме того, эти компании понимают, когда требуется подключить юристов или специалистов по налогам для правильного структурирования сделки. Ведь очень часто покупка яхты оформляется на офшоры (например, Каймановы острова), требуется учесть различные нюансы, такие как налоговое резидентство, и даже построить схему наследования. Они могут задействовать своих, а не внешних специалистов по данной теме, – сократить юридические расходы в таком случае удается в два и более раз.

После консультаций мы подобрали клиенту кредит в европейском банке в размере 60% от стоимости яхты со ставкой LIBOR + 2,25% годовых. На всю сделку ушло не более трех месяцев.

Яхта еще строится, но после ее спуска на воду наша компания будет консультировать клиента по вопросам оптимизации расходов содержание судна и его персонала, включая передачу яхты в аренду на тот период, когда клиент ей не пользуется.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.